Признание Карабаха: Армения может перейти "красную линию" Азербайджана
Если карабахский конфликт затянется, и стороны на протяжении долгого времени не смогут прийти к согласию относительно прекращения огня, Армения может признать Нагорный Карабах независимым государством. Соответствующее заявление сделал президент страны Армен Саркисян.
Он подчеркнул, что в настоящее время в конфликте еще сохраняется "свет в туннеле", по этой причине Армения отказывается от признания Карабаха. В свое время, уточнил Саркисян в интервью "Коммерсанту", Ереван отказался от признания этой территории самостоятельным государством, чтобы не накалять отношения с Баку. Тогда конфликт находился еще в "замороженной" стадии.
Позиции сторон конфликта
Армения в настоящее время считает признание Нагорного Карабаха своеобразной "точкой невозврата", крайней мерой, которая будет предпринята, если все способы добиться прекращения огня окажутся неэффективными. При этом премьер-министр страны Никол Пашинян заявил, что для него "красная линия" - это вопрос о самоопределении нации. Иными словами, он настаивает на том, что народ Карабаха должен сам решать, в каком государстве будет жить.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев высказался недвусмысленно: для Баку любые варианты решения карабахской проблемы, кроме восстановления территориальной целостности республики, абсолютно неприемлемы. Он напомнил, что на момент распада СССР Нагорный Карабах имел автономию в составе Азербайджана до того момента, как конфликт перерос в активную фазу.
Таким образом, "красные линии" двух национальных лидеров противоречат друг другу и являются взаимоисключающими.
Принципы ООН
Оба лидера опираются на принципы, зафиксированные в документах ООН. Они гласят о том, что каждая нация имеет право на самоопределение и одновременно гарантируют каждому государству мира сохранение его территориальной целостности.
В целом, ООН настаивает на немедленном прекращении огня.
Позиция России
Россия настаивает на немедленном прекращении огня в Нагорном Карабахе. Соответствующую позицию президент России Владимир Путин неоднократно высказывал в телефонных разговорах с Пашиняном.
Кроме того, ее озвучивал глава МИД России Сергей Лавров, который проводил переговоры с армянским и азербайджанским коллегами.