Эксперты оценили усилия РФ в урегулировании конфликта в Карабахе
Российские миротворцы прибыли в зону нагорнокарабахского конфликта не на год или два. Соглашение предусматривает их присутствие в Карабахе как минимум в течение пяти лет, с возможностью пролонгации на тот же срок в последующие периоды. Так что вряд ли у какой-либо из сторон возникнет желание изменить сложившийся к сегодняшнему дню статус-кво.
А он предполагает, что до 20 ноября Армения передает Азербайджану поэтапно Кельбаджарский, Лачинский и Агдамский районы. Также под контроль Баку уйдет и город Шуша. Кроме того, Армения должна будет гарантировать безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджна и Нахичеванской автономной республикой. При этом, что важно, существенная часть Нагорного Карабаха, включая Степанакерт, всё равно останется под контролем Армении.
Сейчас каждая из сторон пытается по своему трактовать итоги достигнутого соглашения. Но эксперты подчеркивают, здесь нет и не может быть проигравших или выигравших. Продолжение вроде бы локального конфликта могло бы обернуться катастрофой не только для Еревана или Баку и даже Закавказья. Угроза могла оказаться общеевропейского масштаба. И именно поэтому Москва, по сути, вынудила лидеров двух сторон отказаться от продолжения войны.
"В данных условиях никакого другого пути, кроме как то, что нашла Москва для того, чтобы остановить огонь, не было. И важно, что есть конкретные механизмы для того, чтобы закрепить прекращение огня. Надо понимать, что остается очень много проблем, нерешенный статус региона Нагорный Карабах. Это еще предстоит определить. Трудные переговоры продолжатся. Но первый шаг и важный шаг, он сделан. Главное сейчас прекратить огонь и добиться того, чтобы это было долгосрочно", - считает советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ) Елена Супонина.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш считает, что затягивание соглашения возникло из-за "маневрирования" Еревана, который надеялся на Францию, США, ОБСЕ.
"Но выяснилось, что никто, кроме России, ничего гарантировать не может. Усиление Турции спровоцировало бы обратную реакцию Ирана, и в этом случае мы бы получили достаточно сложный геополитический клубок, который бы вряд ли привел к большим выигрышам, он привел бы к потере стабильности и проигрышу всех сторон", - пояснил он.
В свою очередь, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов отмечает эффективные и результативные действия РФ. По его словам, волевым решением при помощи дипломатии Москва способствовала убеждению сторон в подписании соглашения.
"В конкретном этом конфликте, по-видимому, никогда не будет выигрыша одной из сторон, а вот компромисс, который мы сейчас как раз и наблюдаем, как раз может быть", - добавил политолог.