75 лет со дня Нюрнбергского трибунала
Самый мрачный квартал Нюрнберга - один из главных позоров Германии. И тем не менее - место встреч, велосипедных прогулок, посиделок с друзьями и утренних пробежек как ни в чем не бывало.
"Это место, где много свободного пространства. Это монумент (сооружение), куда я могу прийти и позаниматься спортом", - говорит темнокожий француз-бегун.
В путеводителях до сих пор значится территория съездов НСДАП - во времена Третьего рейха здесь хором прославляли Гитлера и массово зиговали.
Навсегда превратить это место в руины в свое время не смогли даже войска союзников, у современников так и вовсе не поднимется рука: памятник, под охраной государства. Наследие Гитлера решено реновировать любой ценой, 85 миллионов евро в бюджете уже отыскались.
"Пройдя долгий путь переговоров, было решено укрепить существующее место в его нынешнем состоянии. Не достраивать и украшать, но и не запускать, а упрочить нынешнее состояние", - сказала руководитель культурного отдела Нюрнберга Аннекатрин Фрис.
Над концепцией исторической перестройки бьются лучшие архитектурные бюро, важность задуманного обосновывают авторитетные историки.
"Это место принадлежит нам, это место в городе, где вечером собирается молодежь, занимаются спортом. И это прекрасный "ответ" вермахту. Тут никто больше не устраивает марши", - говорит историк Александр Шмидт.
У противников столь сомнительным планов города за последние годы сложилась другая картина действительности. Есть даже видео, как здесь снова зажигали факелы и зиговали.
"Сюда продолжают приходить неонацисты, делают селфи на фоне всего этого... Вот в этом проблема", - заявила архитектор Хельге Вюшер.
Всё, что со свастикой и пропитано кровью миллионов убитых, дорого даже не сердцу, а в самом деле резко возросло в цене. В Мюнхене, где национал-социализм и зарождался, не первый год предметами фашистской старины официально торгует целый аукцион. Редкие экземпляры "Майн кампф", нацистское золото, бриллианты. Недавно с молотка речи самого Гитлера ушли.
"Только подумайте: над этими бумагами сидел сам Адольф Гитлер и думал, какими словами лучше донести до публики свои мысли. Зло завлекает, зло всегда интересно", - говорит директор аукционного дома Hermann Historica Бернхард Пахер.
75 лет с начала Нюрнбергского трибунала - а процесс как будто бы и не был завершен. Или его уроки так и не выучены. Даже для жителей самого Нюрнберга это уже слишком далеко.
Тот самый "зал номер 600" редко бывает таким пустующим. В нем до сих пор проходят слушания, порой даже по самым бытовым вопросам, но каждый раз показательным: за любым преступлением может последовать наказание.