Version: 0.1.0

Как россиянам выписывают билет в один конец к ИГИЛ

Огромное количество жителей России воюют в рядах "Исламского государства".

Бородатые люди с оружием садятся в машины, все улыбаются, передают на камеру приветы. Кажется, ничего особенного, обычные боевики запрещенного "Исламского государства" где-то на сирийских просторах. Интересно другое: все эти молодые люди — граждане России, жители Северного Кавказа.

В Сирии их распределяют по специальным этническим отрядам: чеченцы воюют бок о бок с чеченцами, дагестанцы с дагестанцами, такое вот землячество. Есть даже односельчане. Иногда, разглядывая такие кадры, под длинными бородами и военной формой родители узнают своих пропавших детей.

Ханпаша Эсамбаев — житель чеченского села — среди боевиков узнал своего сына, борца-чемпиона, 18-летнего Умалата, который сбежал из родительского дома в Сирию строить исламский халифат. Почему он бросил все и ушел? Отец считает, что сработала активная пропаганда ИГИЛ, которая ведется в сети.

Молодые герои видеороликов — земляки, кавказцы, они спокойно гуляют по Турции, катаются на аттракционах и на яхтах, а вот они уже с оружием в руках зовут единоверцев присоединиться к ним. И по накатанной дороге, через турецкую границу, в Сирию молодежь едет погибать. Их используют как пушечное мясо, а потом хоронят в безымянных могилах. У юных моджахедов нет шансов вернуться.

Но всего этого могло и не быть. Ведь еще по дороге в Сирию юный боевик Умалат был задержан турецкими властями на границе. Его посадили в миграционный лагерь. Узнав об этом, отец вылетел в Турцию — он надеялся забрать своего сына.

Билеты, гостиничные чеки — теперь это свидетельства родительской спасательной операции. В приграничном городе Шанлы-Урфа Ханпаша поселился в гостинице рядом с тюрьмой и каждый день ходил на прием к турецким начальникам. Но забрать сына все не получалось. Каждый раз ему говорили: нужно немного подождать. Так прошло две недели.

Но, оказывается, власти Турции ему откровенно врали. Вместо того, чтобы отдать гражданина другой страны в руки родному отцу, юношу тайно передали боевикам ИГИЛ, обменяв на своих пленных. Возвращение 47 дипломатов широко показывали по турецкому телевидению, называя успешной операцией. А российскому гражданину Эсамбаеву объяснили так: мы вашего сына отпустили, а куда он ушел — неизвестно. Через несколько месяцев Умалат погиб в бою под Тикритом.

Он хотел обратиться ко всему миру, чтобы рассказать о том, как турецкие власти распоряжаются жизнями граждан разных стран. Почему вместо того, чтобы депортировать задержанных на родину, их передали в руки боевиков?

Для вербовки все средства хороши. Этим фактом заинтересовались и европейские журналисты. Так, британская "Таймс" сообщила, что турки передали боевикам двух подданных ее величества. А газета "Гардиан" обозначила позицию официального Лондона, который не приветствует такие контакты с террористами.

Еще недавно через турецкую границу в Сирию шли потоки нелегального оружия, живой силы, наркотиков. Фактически на глазах турецких пограничников и полицейских. Обратно же в Турцию из Сирии привозили раненых боевиков, грузили их на машины скорой помощи и лечили в турецких больницах. Об этом российским спецслужбам рассказывали те, кому удалось вернуться из рядов ИГИЛ. Оказывается, отличившимся боевикам из числа российских граждан для ПМЖ боевики на выбор предлагали несколько стран. Все что угодно, чтобы только не попасть в руки спецслужб.

Успех российской контрразведки по раскрутке бывших боевиков ИГИЛ спутал все планы вербовщикам. Они идут на все, чтобы россияне не смогли вернуться из Сирии. Например, на сексуальный шантаж. Бывшие боевики регулярно рассказывают, как их посвящали в джихадисты.

Агенты ИГИЛ активно работают по всей России — от Москвы до Кавказа. Так, в Дагестане и Чечне, где у молодежи подчас узкий кругозор и хромает образование, вербовщики особенно активны.

Таких воинов в России ждет от 5 до 10 лет тюрьмы. В дагестанском СИЗО бывшие боевики наперегонки давали важную информацию о тактике, вооружении и преступных связях запрещенной организации "Исламское государство" и турецких властей.

Собранные и обнародованные скандальные факты, безусловно, ударили по имиджу Турции и заставили ее изменить свою тактику в прифронтовой полосе. Теперь перейти границу стало гораздо сложнее. Сломанный нелегальный бизнес, видимо, разозлил высокопоставленных турецких чиновников, и в приграничных турецких городах полиция хватает всех приезжих.

Султанбек Расулов, житель дагестанского села Хасавьюрт, на границе с Сирией искал своего сына, убежавшего к боевикам, но сам стал турецким пленником. Полиция на два месяца арестовала мужчину и его жену, посчитав, что они связаны с боевиками.

Два месяца, проведенных в турецкой тюрьме, Султанбек и его жена Мадинат находились среди тех, кто шел в ряды ИГИЛ и кто бежал обратно. Он говорит, что у этой многонациональной армии мотив ухода в халифат один.

Казалось бы, хороший дом, большая семья, но встретить спокойную старость не получилось. Старший сын Расул, офицер запаса, за месяц до свадьбы уехал к боевикам в Сирию. Только через полтора месяца родители получили от него весточку, всего несколько слов. Как будто говорит не их ребенок. Слезы матери, просьбы отца — все напрасно. Теперь у таких, как он, другие авторитеты, которых молодые боевики слушают и которым подчиняются.

Отречься от родных и всего, что было в мирной жизни, — это основной метод воздействия на новобранцев. Лидерам "Исламского государства" влиять на слабо образованную молодежь с помощью псевдорелигиозных проповедей очень легко.

У граждан России шансов выжить и счастливо жить в исламском государстве почти нет. Ведь их кидают в самое пекло. Горячие головы без боевого опыта гибнут в первых боях. Других достанет авиация. Перейти границу в общем хаосе, смешавшись с мирными сирийцами, у россиян вряд ли получится. По-арабски они не говорят, да и лицом на сирийцев не похожи. К тому же турецкая армия и пограничники теперь по нарушителям открывают огонь на поражение. Путь на сирийскую войну — это билет в один конец.

Как россиянам выписывают билет в один конец к ИГИЛ