Ценный груз: Россия помогает восстановить дома в Карабахе до холодов
Почти две недели с окончания войны в Карабахе. Простой вопрос - чей Карабах? На Яндекс-картах вообще нет никакого отдельного образования "Нагорный Карабах" - все это территория Азербайджана. Армения - и мы еще вернемся к этому чуть позже - официально не признает такой республики. Сейчас мир в Карабахе обеспечивают русские миротворцы, а восстановление - русский гуманитарный межведомственный центр. То есть на данный момент Карабах - это территория под протекторатом России. Явление совершенно новое и уникальное в нашей современной истории. Но мы же перестали замечать действительно важные, переломные события. Особенно если поймают очередную артистку с кокаином в трусах, да?
С другой стороны, местные жители думают не об этом. Они просто возвращаются в свои дома и свои квартиры. Правда именно потому, что от войны их берегут русские миротворцы, а русские спасатели налаживают в регионе жизнь.
В Нагорный Карабах накануне зашел первый гуманитарный конвой МЧС России.
Кузов забит до отказа, здесь ценнейший груз. Например, тут деревянные бруски, там - стекло и металлоконструкции. Все то, что необходимо местным жителям, чтобы скорее подготовиться к холодам.
Разгрузка начинается мгновенно. В ближайшее время здесь ждут еще одну колонну. Водители рассказывают, как их перед марш-броском учили преодолевать горные серпантины.
"Дорога сложная, туман, серпантин. Мы в центре "Ногинск" проходим специальную подготовку, она пригодилась", - говорит водитель.
В 43 городах и поселках полностью разрушено около трехсот строений. Еще сотни – серьезно повреждены.
"Посетили населенные пункты, объекты социально значимые и объекты инфраструктуры, которые наиболее сильно пострадали в ходе ведения боевых действий", - рассказывает старший оперативной группы ГУ МЧС России Игорь Кутровский.
Именно помощь мирным жителям сейчас одно из основных направлений. Это подчеркнул Владимир Путин во время совещания о миротворческой миссии в Нагорном Карабахе.
"Российские военнослужащие сопровождают беженцев, приводят в нормальное, безопасное состояние жилые здания, дороги, социальные объекты. Обеспечивают безопасность колонн с гуманитарными грузами. Все наши гуманитарные усилия, помощь должны идти во благо армянскому и азербайджанскому народам. Мы сопереживаем всем, кто попал в беду", - заявил Владимир Путин.
Так выглядит инспекция на месте. Сотрудники МЧС проверяют каждое здание.
"Будут привлекаться специалисты в области градостроительства и оценивать полученные повреждения. И в первую очередь безопасность самого здания, ведь могут быть и скрытые дефекты", - говорит сотрудник оперативной группы ГУ МЧС России в НКР Роман Свиредок.
Самые распространённые повреждения - разбитые оконные рамы.
Стекло в городе в дефиците. Единственный стекольный завод, правда небольшой, находился в западной части города. Но завод полностью уничтожили ещё в середине октября. Удары реактивных снарядов вывели из строя и одну из самых любимых школ города.
Специальная комиссия в Степанакерте теперь пытается выяснить: а вообще, возможно ли отремонтировать здание. Снаряды сюда попадали как минимум пять раз. Здесь вот следы от первого удара. Глубокая воронка, как минимум два метра.
За тем, как уничтожали школу, с замиранием сердца следила Евгения Бабаян. Дом пенсионерки всего в ста метрах отсюда.
"Без конца бомбили эту школу! Без конца. Вон смотрите, какие ямы, какой ужас. Чем помешала школа? Это было что-то страшное!" - говорит она.
Скромный дом пенсионерки тоже поврежден. Стены в трещинах, просел потолок.
- А вам здесь жить не страшно?
- Крыша есть над головой, и думаешь, слава тебе Господи.
Даже такие квадратные метры сейчас на вес золота. Особенно когда некуда идти. Как Геннадию Мовсяну. Дом, где когда-то жил его отец, где он воспитывал внуков, разрушен.
"Это был наш летний балкончик. Это наша баня. Это наша кухня. Оттуда все. Один снаряд попал туда. Гильзу оттуда снимали. И ударной волной оно как дало!" - говорит житель Степанакерта Геннадий Мовсян.
Сейчас семьи, оставшиеся без крыши над головой, записывают в специальный реестр. На особом счету беженцы из Шуши. Порядок посещения города до сих пор не озвучен. Люди гадают, что будет дальше.
"Мне хотелось бы надеяться, что жители Шуши вернутся в свои дома", - говорит беженец Геннадий Окопян.
Обстановка в самом горячей точке южного фронта - в городе Шуша - тем временем нормализуется. На взятие этого населённого пункта в начале ноября были отправлены части элитных подразделений Азербайджана: спецназ и рейдовые отряды. Бронетехнику тогда не задействовали. Вот один из ключевых эпизодов, когда войскам Армении пришлось срочно покидать подступы города.
Те, кто принимал участие в штурме, небольшими группами в сопровождении наших военных возвращаются домой. Но не всем нравится, что войну удалось остановить, говорит глава МИД России Сергей Лавров.
"Есть, к сожалению, тенденция, мы её чувствуем, которая нацелена на то, чтобы попытаться затормозить выполнение заявлений", - говорит глава МИД РФ Сергей Лавров.
"Люди, которые пытаются это сделать, должны понимать, что альтернативой этому может быть только одно – война. И если, не дай Бог, это произойдет, то кровь пострадавших будет на их руках – тех, кто пытается торпедировать эти договоренности", - говорит Владимир Путин.
Каждый шаг в Карабахе сейчас тщательно выверен. Согласован с обеими сторонами – только так можно сохранить хрупкое равновесие.
Одна из самых важных и в тоже время напряженных миссий российских миротворцев - это передача населенных пунктов под контроль правительственных войск Азербайджана. Как можно видеть, все здесь проходит достаточно дружелюбно и в мирной обстановке. В историческом центре некогда города-призрака Агдам – стороны приняли новую карту региона.
Визитная карточка города - старейшая мечеть. Она выстояла две военные кампании, и сегодня впервые российские журналисты могут оказаться внутри и посмотреть на разрушения. Как нам сообщили, первым делом здесь собираются восстановить это здание. Впервые за почти 30 лет по хрупким ступеням минарета поднимается мулла.
Обстановка в зонах разграничения - вот уже почти две недели - под контролем российских миротворцев. Ими командует генерал-лейтенант Рустам Мурадов. Ему - особое поручение от президента.
"Нужно наладить связь с обеими сторонами, в данном случае с азербайджанской стороной, с тем чтобы ситуация в освобождаемых районах была стабильной и такой, которая бы создавала условия для совместного проживания людей обеих национальностей без всяких конфликтов на бытовой почве", - говорит Владимир Путин.
На территории двух зон – Северной и Южной – уже развернуты 23 наблюдательных поста. Идет круглосуточный мониторинг ситуации. Особое внимание - Лачинскому коридору. Именно по нему беженцы возвращаются домой. Безопасность проезда обеспечивают российские миротворцы. Благодаря им в Нагорный Карабах вернулись более 7 тысяч мирных жителей.
"Мы уже приехали домой – в наш родной домЮ и мы очень рады, что миротворцы приехали", - говорит Шушик Геворкян.
"Спасибо большое, спасибо русским миротворцам", - говорит Камо Сарксян.
"Самое главное - мы занимаемся миротворческой деятельностью, обеспечиваем здесь разведение сторон, чтобы не было никакого рода провокаций, чтобы не пролилась кровь", - говорит начальник штаба российского воинского контингента МС МО РФ Андрей Волков.
Ежедневно каждые два-три часа около десяти автобусов заезжают на главную площадь Степанакерта. Беженцы не сдерживают слёз.
"Мы каждый день умирали. Мои сыновья были там. Это что-то ужасное! Ужасно все!" - говорит Карине Окопян.
Площадь становится пустой всего за пять минут - все спешат к своим домам... Где-то незначительные повреждения, а где-то - сплошные руины.
Одним попаданием снаряда уничтожено сразу четыре квартиры. Здесь разрушения, там комнат не осталось, вот это вообще был гараж. А по следам на трубе можно понять, насколько хаотично разлетались осколки.
А впереди – зима. До сильных холодов остались считанные дни. И сделать предстоит очень много. Поэтому и Ереван, и Баку за один день принимают глав ключевых российских ведомств – Сергея Шойгу, Сергея Лаврова, Евгения Зиничева.
Внимание к историческим, религиозным и культурным ценностям. Работа с международными организациями. Но главное – забота о людях. Многие из которых потеряли все, но сейчас обрели главное – надежду.
"Почувствовали, что мы не одни теперь, нас поддерживают, нам помогают и жизнь дают снова", - говорит жительница Степанакерта Маргарита Айриян.