Version: 1.0.2

Тревожное будущее: зачем Иран активирует ядерную деятельность

2 декабря Тегеран окончательно одобрил закон об активации ядерной деятельности, который предписывает незамедлительно нарастить производство обогащенного урана - главного компонента ядерного оружия. И это может стать началом сценария настоящего апокалипсиса, который, к слову сказать, написали во многом сами Соединенные Штаты.

Депутаты скандируют "Смерть Америке, смерть Израилю!" - принятые решения они рассматривают как ответ своим врагам. Власти Ирана сегодня утвердили закон об активизации ядерной деятельности. Этот закон обязывает начать производство не менее 120 килограммов урана с уровнем обогащения выше 20%, то есть оружейного, в год. Просто для сравнения: ядерная сделка предполагала обогащение до уровня 3,67%, да и потом Иран нарастил обогащение всего до 4%.

Одновременно Тегеран заявил, что установил виновных в недавнем убийстве физика-ядерщика - и готов мстить.

"Иран ответит и тем, кто напал, и тем, кто ими командовал. Это будет пропорциональный, независимый ответ, и, даст Бог, принесет максимальную боль тем, кто совершил это", - сказал спикер МИД Ирана Саид Хатибзаде.

Можно ли говорить, что исламская республика решила оставить в стороне любые обязательства и теперь будет разрабатывать свое ядерное оружие? Пока протокол с МАГАТЭ, по которому международные эксперты могут проверять ядерную деятельность в Иране, остается в силе еще минимум на два месяца. И может быть продлен, если ядерная сделка начнет выполняться, а с Ирана начнут снимать ограничительные меры. То есть некий намек, что Тегеран готов в случае чего отыграть назад, сохраняется

"Резолюция парламента гласит о том, что все эти решения будут применены, только если европейские партнеры по СВПД не снимут санкции, которые наложены на Иран. То есть это такая интересная игра", - говорит старший преподаватель школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Чупрыгин.

С другой стороны, в течение ближайших месяцев иранцы собираются перезапустить реактор в Араке под производство оружейного плутония. Местные специалисты говорят, что задача - несложная. Официальный представитель Организации по атомной энергии Ирана считает, что реактор запустят уже через четыре месяца.

Кроме того, построят еще один реактор, запустят завод по производству урана в Исфахане. И еще нарастят число центрифуг для обогащения урана. С трудом верится, что все эти мощности просто будут простаивать, если, например, следующий президент США Джо Байден просто возьмет и вернется к "ядерной сделке", как обещал. Тем более у действующего главы Белого дома тоже есть тут свои интересы: он не прочь разворошить ситуацию в зоне Ближнего и Среднего Востока.

Едва ли всё это строительство оставит без внимания Израиль, чьи власти не раз заявляли, что не позволят иранцам обзавестись атомным оружием. А если вмешаются израильтяне, то и Штаты наверняка не останутся в стороне. В общем, все идет к большому конфликту. 

Американский политолог Джим Джатрас считает, что Россия, по сути, единственная страна, которая может говорить и с Ираном, и с Израилем. И может быть полезна в снижении напряжения.

А начало этому "напряжению" положила инициатива Дональда Трампа, который два года назад вышел из ядерной сделки с Ираном. Сторонники Трампа часто превозносят его как редкого американского президента, кто за четыре года в Белом доме не начал ни одной войны. Сознательно - может, и нет. Но его действия определенно толкают регион к новому противостоянию небывалых масштабов.

Тревожное будущее: зачем Иран активирует ядерную деятельность