Что известно о высадке спецназа НАТО на российский сухогруз
Греческие военные публикуют это фото, снятое на борту российского сухогруза "Адлер" во время штурма. Спецназовцы с флагом Греции и двое наших моряков с российским триколором. Правда, у россиян почему-то замазаны лица, как у преступников. Подпись гласит: "Наш флагманский корабль предпринял дружественный подход к торговому судну "Адлер". Очень странное описание к высадке штурмовых групп с вертолётов с последующим обыском всего огромного сухогруза. Искали оружие, которое наше судно якобы могло везти в Ливию в обход эмбарго, но ничего не нашли.
Так называемый "ролкер", то есть сухогруз, предназначенный для перевозки товаров на колёсной основе – автомобилей, грузовиков, вагонов, - вышел из Северной столицы ещё 10 декабря, а с прибытием в пункт назначения – египетский порт Александрия - задержался из-за высадки греческого спецназа в Средиземном море.
Эти кадры сняты турецкими моряками в ноябре 2020-го, и точно такую же картину наблюдала команда нашего сухогруза "Адлер". Дело в том, что все подобные задержания проводятся в рамках спецоперации IRINI, и руководит ею немецкий фрегат "Гамбург". Всех задержанных заставляют поднять руки за голову, выволакивают из кают и устраивают обыск, как вот на этих кадрах. Ищут оружие, которое якобы не должно попасть в Ливию, и делают это порой не в меру ретиво.
"Досмотр судна мне представляется нарушением морского закона и даже, если хотите, морским беспределом. Наше судно - экстерриториально, оно является частью Российской Федерации, если идёт под флагом Российской Федерации", - говорит политолог Павел Данилин.
В ноябре такое задержание немцами турецкого судна Roseline A стало причиной самого настоящего дипломатического скандала.
"Действия в рамках операции IRINI, конечно, незаконны. Как подтвердили власти Турции, согласие этой страны на досмотр её судна так и не было получено. С другой стороны, эти проверки нарушают свободу навигации", - говорит турецкий юрист Дениз Унсал.
Теперь "под морской замес" попал "Адлер", а завтра жертвой морского обыска может стать кто угодно. Если бы вдруг российские военные подвергли бы такому досмотру судно, приписанное к стране НАТО или Евросоюза, какой была бы реакция наших "западных партнёров"?
"НАТО ведёт открытую и откровенную антироссийскую политику, угрожающую нашему суверенитету и независимости", - считает военный обозреватель Виктор Литовкин.
Пусть формально НАТО к этому задержанию отношения не имеет - на "Адлер" высаживался греческий спецназ - всё равно к этому задержанию и обыску масса вопросов. Во-первых, никого не смутило, что наш сухогруз шёл не в Ливию, а в Египет. Во-вторых, по мнению юристов по морскому праву, даже если инцидент произошел в водах Греции, в чем есть большие сомнения, он всё равно может быть истолкован как грубое нарушение морских конвенций.
"Конвенция ООН по морскому праву 1982-го года устанавливает чёткий перечень правил, по которым судно может подвергаться задержанию и осмотру: если оно подозревается в том, что оно занимается пиратством, работорговлей. Как видите, здесь не упоминается оружие", - говорит заведующий кафедрой "Морское право", доктор юридических наук, профессор Василий Гуцуляк.
В октябре прошлого года эсминец ВМС Великобритании Dragon вошел в территориальное море России в районе мыса Херсонес, в Крыму, а в ноябре американский эсминец "Джон Маккейн" нарушил границу России в заливе Петра Великого, на Дальнем Востоке. И "жесткий досмотр" сухогруза "Адлер" только лишний раз подтверждает, что политика морских провокаций продолжается.