В Вашингтоне готовятся к инаугурации "на военном положении"
Бешеная реакция демократов на штурм Капитолия сторонниками Трампа. Объявление их "внутренними террористами". Истерика в СМИ. Обвинение Трампа в организации мятежа трактуется как утрата Штатами права называть себя демократической страной. Но процесс-то начался еще раньше, когда демократы не согласились в 2016-м признать провал и на высшем уровне назвали приход к власти Трампа спецоперацией России. Так что история с Капитолием - это вполне закономерный результат работы по расколу внутри собственной страны ради власти. Расколу реальному, когда половина избирателей, преимущественно белых, занятых в секторе реального производства, в армии и полиции, теперь не только неправильно думают. Их мнение может стать поводом для преследования, для отказа при приеме на работу, для осуждения обществом.
Первая ласточка - заявление главного редактора Forbes Рендалла Лейна, который на этой неделе пригрозил, что его журнал будет считать ложью любые данные тех компаний, которые наймут на работу сотрудников администрации Дональда Трампа. А мнение издания Forbes для крупных американских компаний - это важно. Фактически частный издатель провоцирует запрет на профессию для сотрудников Трампа. Или другой недавний инцидент: экипаж рейса Delta Airlines совершил экстренную посадку, чтобы вывести из салона самолета нескольких пассажиров, которые в разговоре якобы одобряли деятельность Трампа на посту президента США. Если раньше американские СМИ вслед за своими политиками поддерживали в обществе мнение, что США - это сияющий град на холме, что только в других странах дозволительны революции ради торжества настоящей демократии по образцу американской, что только там режимы преследуют людей по политическим мотивам и сажают их в тюрьмы и только там есть цензура в СМИ, то теперь все это происходит непосредственно в США.
Могут ли американские демократы устроить настоящую масштабную охоту на ведьм как во времена маккартизма? В принципе, могут. И, как ни странно, этому есть даже юридическое обоснование, которое опубликовал в четверг Спортивный арбитражный суд в Лозанне. Напомним, он несколько смягчил санкции против российских спортсменов, сократив их на два года против четырех ранее и разрешив использовать национальные цвета в форме. И в мотивировочной части этого решения, опубликованного в этот четверг, есть такой абзац: "Что касается вопроса о коллективном наказании, то это, прежде всего, принцип международного гуманитарного или уголовного права и нет конкретного запрета на коллективное наказание в Конвенции о защите прав человека и основных свобод". И это - абсолютная правда.
Международное законодательство ограничивает понятие "коллективная ответственность" только в части военных действий - нельзя брать гражданских и военнопленных в заложники и расстреливать их. Хотя в американском военном законодательстве еще до конца Второй мировой это было узаконено. Но вот что касается законов в мирных областях - там коллективная ответственность не запрещена. Поэтому демократы вполне могут легитимно применять положение о коллективной ответственности ко всем сторонникам Трампа. Все они могут быть объявлены "внутренними террористами". Особенно на фоне заявления ФБР о том, что во время инаугурации Байдена на следующей неделе возможны попытки новых мятежей трампистов. И наряду с вот такими фотографиями из Капитолия, где солдаты национальной гвардии спят прямо на полу, охраняя переход власти к демократам. Как это сочетается с заявлением Байдена о том, что он хочет стать президентом всех американцев?
Сотни солдат лежат вповалку на мраморном полу - несут вахту в главном холле Капитолия, тысячи - патрулируют периметр. Вокруг припаркованы военные грузовики, территория обнесена высоким металлическим забором. Выглядит как огромная военная база - под куполом цитадели демократии. Военных в городе какое-то совершенно невообразимое количество. Сообщалось, что ко дню инаугурации контингент будет расширен до 20 000 человек, но такое ощущение, что они все уже здесь.
Армейские подразделения разместились в здании Конгресса впервые со времен гражданской войны. Что ж, видимо, именно к ней сейчас все и идет.
Протестующие выламывали двери, распыляли газ, били полицейских. Хозяйничали в кабинетах конгрессменов, нападали на журналистов и крушили все вокруг. Разъяренная толпа сторонников Трампа, доведенная до отчаяния риторикой демократов и непрозрачной системой выборов, больше не могла сдерживать свой гнев. 6 января 2021 года навсегда войдет в историю как день, когда Капитолий был взят штурмом.
Итог - пятеро погибших с обеих сторон. Позже еще двое - полицейский и демонстрант - покончили с собой. Силовики заявляют, у захватчиков было оружие и самодельные бомбы. Но Марк Скватридо уверяет: с собой взял только флаг и свой патриотизм.
"Смотрите. Я был - прям там!" - говорит он.
Ему за 50, он никогда не был политическим активистом. Но в этот раз не смог промолчать.
- В чем была ваша цель, когда вы полезли туда наверх?
- Выразить свою поддержку! Я бы никогда не применил насилия! Я был прям там, на лестнице, размахивал своим флагом. Потому что я патриот. Люблю Америку, люблю нашего президента, люблю свободу.
Штурмы в тот день прошли во многих штатах. Честер Долс, лидер движения "Патриоты Америки", пришел в сенат своей родной Джорджии, где подсчет голосов вызывает вопросы. И потребовал объяснений.
"В этой стране больше нет единства. И Джо Байден ее не объединит. Напротив, страна под его правлением будет еще больше разделена. Они толкают нас в пропасть, и тогда страна распадется на несколько анклавов. На несколько республик", - говорит он.
Среди штурмовавших вашингтонский Капитолий, вопреки расхожему мнению, были не только белые американцы из глубинки. Чернокожий рэпер Брайсон Грей тоже участвовал в акции. Теперь за ним охотятся и полиция, и спецслужбы.
"Два дня назад ко мне домой приходили агенты ФБР, потому что им поступило несколько сотен звонков от людей, которые говорили, что я террорист, что мне нравится носить оружие и что я был в Капитолии. Да, я люблю оружие и я был у Капитолия. Но я никакой не террорист. Так что все, что сейчас происходит - настоящая охота на ведьм", - говорит он.
И он искренне не понимает, почему его преследуют, а его братьев по цвету кожи, которые весь год участвовали в далеко не мирных акциях движения BLM, нет. Фотографии участников захвата Капитолия висят на автобусных остановках, за информацию о них, как во времена Дикого Запада, назначена награда. Тем временем те, кто грабил магазины, гуляют на свободе.
"Люди из BLM жгли города! Но никто не реагировал! Никого не застрелили! Полиция не отвечала. Грабители были запечатлены на видео, как они громили витрины, но никого из них никто не преследует!" - говорит американский политический консультант Эдвард Люттвак.
И кажется, американцы сейчас испытывают на себе созданный ими же алгоритм. На протяжении десятилетий демократия экспортировалась методом "цветных революций": когда все начинается как мирный митинг, а выливается в вооруженное восстание радикалов. Так было на Украине в 2014-м. Еще раньше - во время "арабской весны" в Тунисе, Египте, Ливии.
Белый дом залит кровью, как и мемориал Линкольна, - не метафорически, а по-настоящему. Это видеопроекция, созданная художником Андреем Молодкиным. Кровь - донорская. Через нее пропущен свет. Когда инсталляция задумывалась, она должна была символизировать жертвы среди граждан тех стран, в чьи внутренние дела вмешивались Соединенные Штаты. После событий в Капитолии это кровь и американцев тоже.
"Первый раз они не смогли экспортировать насилие или так свободно экспортировать насилие, поэтому как бы они сделали доместик-терроризм. Они просто сделали революцию у себя дома из-за невозможности передвигаться свободно и делать революцию в других странах каких-то", - говорит художник.
Во время протестов в других странах высокопоставленные американские политики часто позволяли себе критиковать заокеанских манифестантов за нерешительность. Мол, если уж вышли на площадь - нужно скорее брать власть в свои руки! И, как показывают события, американских радикалы этот совет хорошо запомнили. Они тут не из робких. Обстановка в Вашингтоне не просто тревожная. Город все больше напоминает не столицу, а прифронтовой район. Вокруг Капитолия - двухкилометровая зона отчуждения. Все подъезды и подходы к центру города заблокированы военными и полицией. Автомобилисты то и дело упираются в перекрытия из бетонных блоков, пешеходы - в трехметровые заборы. Возводить новые не прекращают ни днем ни ночью.
В преддверии инаугурации американская столица постепенно превращается в хорошо защищенный укрепрайон. Элементы заградительных конструкций свозят огромными грузовиками. Заборами обнесен не только Капитолий, но и вообще все правительственные здания. Готовятся ни больше ни меньше к битве за демократию.
Дополнительные силы стянуты из 30 штатов. Военные дежурят на каждом углу. Живут в гостиницах. В город не то что бы никого не пускают, но явно намекают, что приезжим здесь не рады. Сервисы по аренде квартир аннулировали все бронирования. Закрыто больше 10 станций метро.
Впрочем, для местных жителей военное положение - это меньшее из зол. Уж лучше солдаты, чем разъяренные толпы.
"Я думаю, в Вашингтоне с присутствием тяжело вооруженных военных все будет не так плохо, как было совсем недавно", - говорит местная жительница.
"Очень плохо, что нам приходится сталкиваться со всем этим, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но, честно, я не знаю, с какой стороны ограды - безопаснее", - говорит местный житель Марк Кортез.
Однако многие вашингтонцы полиции и армии не доверяют. И, кажется, уже по традиции идут покупать пистолеты и винтовки. Американцы стараются скорее воспользоваться второй поправкой. В оружейных магазинах настоящее столпотворение. Причем среди посетителей подозрительно много девушек.
Продавцы отмечают: большинство покупателей приходит впервые. Причем в одном магазине одновременно приобретают оружие представители разных частей американского общества, чтобы защищаться, по сути, друг от друга.
Еще одно историческое событие этих дней. Трамп стал первым президентом США, которому дважды пытались объявить импичмент. Резолюция об отстранении действующего президента от власти набрала 232 голоса конгрессменов. Много как никогда. Среди них 10 республиканцев - тоже рекорд. Год назад все они были за Трампа. Полтора века назад от Джонсона члены его партии тоже не отреклись. А против Клинтона в свое время выступили лишь пятеро однопартийцев.
"Я с грустью и разбитым сердцем от осознания того, что это значит для нашей страны - когда президент подстрекает восстание, - подписываю исполнение статьи об импичменте", - говорит спикер Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси.
Пелоси, надев то же платье, что и на предыдущий импичмент, объявила Трампа единолично виновным в бунте на Капитолийском холме и подписала от имени конгресса резолюцию с требованием отстранить его от власти. Дальше документ должен принять сенат, который сейчас на каникулах. Вернется к работе 19 января, за день до инаугурации. И выгнать Трампа с позором из Белого дома до конца его срока не успеет.
"Шансов на честный и серьезный процесс в сенате до момента инаугурации Байдена нет. Сенат трижды рассматривал дела об импичменте. Они длились 83 дня, 37 дней и 21 день", - говорит лидер сенатского большинства Митч Макконнелл.
Логичный вопрос: зачем вообще требовать импичмента, если Трамп и так через несколько дней покинет пост? Основная цель - демократы ее не скрывают - лишить его возможности в БУДУЩЕМ занимать федеральные должности, в том числе - баллотироваться в 2024 году. Плюс лишить Трампа привилегий, среди которых еще и пожизненный титул "господин президент". Так что это во многом и символический жест.
"Вот сейчас это уже ясно, что началась охота на ведьм, как сейчас говорят - эпоха неомаккартизма. Только в более наглом, циничном и жестком виде, да, противники Трампа хотят получить всё, они хотят раздавить своих политических оппонентов, и вся хваленая американская демократия, все хваленые американские демократические лозунги, которые они навешивали на другие страны, затрещали сейчас в Америке по швам", - говорит главный научный сотрудник Института экономики РАН Борис Шмелев.
А ведь Трамп представляет интересы почти половины жителей США. За него проголосовали около 70 миллионов американцев, хотя последние четыре года все мейнстримовые СМИ усердно его топили. Начиная с раскрутки теории российского вмешательства в выборы, заканчивая прямыми обвинениями за подстрекательство к мятежу и требованиями импичмента.
"В таком тоне, в такой стилистике обычно американского президента даже оппозиционные СМИ не представляли. Ну, конечно, события 6 января всё это усилили, и мне кажется, что они в каком-то смысле содействовали консолидации политического истеблишмента в его стремлении не просто победить Дональда Трампа, а уничтожить его как политическую фигуру", - говорит генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
И, конечно, свою лепту внесли соцсети. Конечно, можно говорить о том, что и Twitter, Facebook и Google, которые сначала помечали записи Трампа как непроверенные, а потом насовсем заблокировали его аккаунт, - это частные компании, которые могут делать что угодно. И если бы не ошибки Трампа - они бы не были такими всесильными.
"Его с первого дня атаковали из Кремниевой долины. Но он не сказал "Подождите, а как насчет антимонопольного законодательства?" Если бы Pepsi попыталась поглотить Coca-Cola и всех остальных - государство тут же вмешалось бы. Но Трамп не сделал этого с Twitter, Facebook и Google. Трамп сейчас за это расплачивается", - считает американский политический консультант Эдвард Люттвак.
Но все же аналитики и сторонники Трампа отмечают: уровень цензуры и ангажированности в медиа - просто беспрецедентный. И это в стране, где в первой поправке гарантируется свобода слова и свобода прессы. Это идеалы, за которые американцы, казалось, готовы стоять насмерть - и ценой многих жизней навязывать другим.
Поместье Маунт-Вернон. Родовое имение Джорджа Вашингтона. Находится примерно в 20 км от американской столицы. Именно отсюда в 1789 году он уехал на собственную инаугурацию, тогда она проходила в Нью-Йорке. Через 8 лет вернулся, провел здесь последние дни. Здесь же и похоронен. Ежегодно более миллиона американцев приезжают сюда, чтобы зарядиться истинным духом американского патриотизма.
И глядя на мраморную плиту, под которой первый президент, основатель США, один из отцов американской государственности, нашел последний приют, многие американцы наверняка невольно задаются вопросом: такой ли он задумывал эту страну и что бы подумал, если бы увидел, какой стала Америка сейчас.