Одним указом закрыл три канала: что не понравилось Зеленскому на ТВ?
Невероятный в своей абсурдности политический жест украинского президента сегодня заставил заговорить депутатов Верховной Рады об импичменте. Скандал разгорелся ночью, когда сразу три телеканала прекратили вещание - оказалось, они попали под санкции, которые ввел лично Владимир Зеленский. Без решения суда и каких-либо предупреждений. Главе государства, судя по всему, просто не понравилась интонация, с которой о его работе высказывались в эфире.
"ZIK" отключили после обсуждения советских мультфильмов. На экране видно время – 23.05. "NewsOne" не успел закончить рассказ о процессе по делу об убийстве Шеремета. Пропал из эфира в 23.06. Будто кто-то подошел к главному рубильнику и начал один за другим вырывать провода. Три крупных популярных украинских канала убрали из эфира еще до полуночи. Журналисты сразу поняли, что произошло. Но не поняли почему. Охрана заблокировала входы в здание.
Вещание "NewsOne", "ZIK" и "112 Украина" сейчас идет в интернете. По телевизору все тот же "матрац" и гудки. Решение президента – в ближайшие пять лет вещать на Украине этим каналам запрещено. Закон нарушали? Нет. Это санкции. Вот же объяснение гаранта.
"Санкции - это трудное решение. Украина решительно поддерживает свободу слова. Не пропаганду, которая финансируется страной-агрессором и подрывает Украину на пути к ЕС и евроатлантической интеграции. Борьба за независимость - это борьба в информационной войне за правду и европейские ценности", - заявлял украинский президент в Twitter на английском языке. Это точно не обращение к гражданам. Скорее открытое письмо администрациям западных стран.
Из всех возможных вариантов цензуры Зеленский выбрал самый нелепый. Без решения суда запретил украинские каналы и наложил санкции на украинского гражданина, которому они принадлежат, – депутата Верховной рады Тараса Козака. Фракция "Оппозиционная платформа - За жизнь", в составе которой он сам, сегодня на время блокировала трибуну в Раде и пригрозила импичментом.
"Вы не заткнете нас блокировками телеканалов. Мы инициируем процедуру импичмента президенту Зеленскому! Сегодня фашизм получил свой цвет в Украине - зеленый!" - заявил сопредседатель партии "Оппозиционная платформа - за жизнь" Вадим Рабинович.
Сравнение с фашизмом в этом случае не случайно. Неугодным каналам в Украине угрожали давно. Националисты блокировали выходы с фаерами - около проходной был взрыв. Альтернативная точка зрения очень раздражает власть. Оппозиционные редакции говорили о недопустимости запрета русского языка, рассказывали о росте цен на ЖКХ, а в последние дни о российской вакцине, которая могла бы спасти украинцев. Нельзя так, решили на Банковой.
"Подобные санкции не могут применяться в отношении украинских граждан и украинских предприятий, а Зеленскому на это просто было наплевать. И он принял вчера это решение. Причем решение это принималось кулуарно. Сегодня есть уже сообщения в СМИ", - заявил Виктор Медведчук, глава политсовета партии "Оппозиционная платформа - За жизнь".
Это решение Зеленского удивило многих. Еще недавно он громко доказывал, что никогда не станет на пути свободы слова. Но, видимо, выхода не осталось. Вот рейтинги: лично президент Зеленский упал ниже 20%. Для сравнения: весной 2019-го было больше 70%, а его политическая сила и вовсе скатилась на 4-е место. Президент просто боится альтернативного взгляда.
"Каналы, которые занимают такую дистанцию по отношению к национализму, Западу, внешнему вмешательству, вот они мешают. Причем прежде всего они мешают американскому посольству", - считает политолог Михаил Погребинский.
На очередной украинский политический кризис уже отреагировали в России. Пресс-секретарь президента напомнил про международные нормы.
"Безусловно, ограничения и даже запрет деятельности телеканалов - это то, что не соответствует ни международным нормам и стандартам, ни общему пониманию свободы СМИ", - заявил Дмитрий Песков.
Но кроме России запрет сразу трех телеканалов, кажется, не смутил никого. Ведущие европейские страны по этому поводу не высказались. Американцы тоже молчат. Нет заявлений политиков, не кричат заголовки газет, не крутятся гневные репортажи по западным каналам.
У президента отдельно взятой европейской страны теперь есть разрешение старших на цензуру.