Первые навсегда: 60 лет полету Юрия Гагарина в космос
Сегодня мы видим, что выбранная советскими учеными и конструкторами технология выведения человека на орбиту оказалась единственно верной. Да, в мире есть большая секта тех, кто верит в непогрешимость Илона Маска, а нашу космонавтику называет космическим извозом. Но они не понимают, что партия была сыграна уже шестьдесят лет назад. И, выиграв ее, Россия получила возможность десятилетиями последовательно развивать единственную верную технологию. В то время как американцы потратили эти десятилетия и миллиарды долларов на другие технологии, оказавшиеся тупиковыми. И при всех своих достижениях вернулись к тем решениям, которые уже были заложены в момент полета Гагарина в космос.
Апрель 2021-го. К старту готовится "Союз МС-18". Камеры сопровождают каждый шаг космонавтов. Апрель 1961-го. О том, что вот-вот состоится первый полет человека в космос, знают только его непосредственные участники и высшее руководство страны.
В экипаже МКС-65 – 3 человека. Корабль выходит на орбиту за 530 секунд, Юрий Гагарин в ракете – один. Его полет – это один виток вокруг земли, 108 минут.
Запуск нового "Союза" — в режиме онлайн-трансляции. О том, что с Байконура стартовала ракета "Восток-1", в Пентагон сообщают шифровкой, когда она находится уже у Тихого океана.
На фоне "Союза" развеваются флаги России, Казахстана и США. В составе экипажа – американец. 60 лет назад ,в эпоху сурового противостояния двух мировых систем, представить такое было невозможно.
Единственное, что знали члены первого отряда космонавтов: летать придется на совершенно секретной технике. Молодой летчик Гагарин тогда служил в авиации Северного флота, под Мурманском.
"Про него говорили: очень упертый, очень грамотный молодой человек, который привык добиваться всего сам", — рассказал Сергей Чечеров, заведующий филиалом военно-морского музея Северного флота.
Высокий уровень летной подготовки – следствие, в том числе, службы на севере. Летать здесь сложнее, чем где-либо.
Погода в этих широтах крайне переменчивая и пилотам Северного флота приходится летать и в буран, и условиях полярной ночи, под крылом в этот момент тундра или океан, что очень усложняет навигацию. Поэтому здесь служили и служат только профессионалы самого высокого уровня.
Испытания во время подготовки были на грани человеческих возможностей. По 10 суток в сурдокамере, центрифуга с перегрузками – до 12g.
Выбор первого космонавта – это результат жесткой конкуренции между членами первого отряда. В то же время конкурировали две конструкторские школы – советская и американская. Пока к старту готовился наш "Восток", в США шла работа над проектом "Меркурий", пилотом которого стал Алан Шеппард. Советские ракеты были мощнее американских. Поэтому "Меркурий" в два раза меньше "Востока". Жесткие ограничения по массе корабля сказались на системе термозащиты. Также разница и в технике вхождения в атмосферу Земли. Капсула "Востока" предназначалась для высадки на суше. У "Меркурия" — на воде. И самое главное: "Восток" вышел на космическую орбиту. А полет Меркурия был суборбитальным.
"Полет Алана Шепарда 5 мая не был похож на то, что совершил Гагарин. Поэтому после него президент Кеннеди вызвал вице-президента Джонсона и хотел получить в ближайшие 2 недели ответ на вопрос: что мы можем сделать с технологической точки зрения, что сравняться и обогнать Советский Союз", — отметил генерал-лейтенант в отставке, астронавт и командир в миссии СССР и США Томас Стаффорд.
Но не получилось. Советская космонавтика – это не только полет Гагарина. Это еще и первый выход в открытый космос и первая стыковка, доказавшая возможность создания орбитальных станций.
В 1961 году СССР заложили основы пилотируемой космонавтики, на которые человечество опирается до сих пор. Все началось с той самой королёвской Р-7. Она вывела на орбиту первый спутник. Потом на ее базе построили "Восток" для первых пилотируемых пусков. Дальше были "Восходы", "Союзы", и вот так сейчас выглядит современная ракета-носитель. Каждый новый аппарат — шаг вперед в уже освоенных технологиях. Это касается и спутников, и кораблей, и орбитальных станций, созданных в 60-е. Вся космическая техника до сих пор развивается по тем же принципам — потому что именно тогда удалось найти верную дорогу.
"Корабль-капсула не может быть принципиально другим, капсулы и есть капсулы, есть люк, в который человек входит, есть люк, из которого человек выходит, есть система управления, она должна быть, другое дело, что она другого, можно сказать, содержания, хотя принципиально работает точно так же как у Гагарина", — рассказывает Александр Александров, советник генерального директора корпорации "Энергия" им. С.П. Королева, летчик- космонавт, дважды Герой Советского Союза.
"Союз" — до недавнего времени единственный космический пассажирский транспорт. И совершенно точно – самый надежный.
"Уже стоя на стартовом столе, а компьютер уже считает просчитывать траекторию, импульсы, когда нужно выдавать для того, чтобы максимально эффективно достигнуть станции", — говорит Сергей Волков, летчик-космонавт, Герой России.
"Появилась система САС, так называемая система аварийного спасения. Шаг вперед, который позволил спасти вот несколько экипажей, и крайний случай был совсем недавно с Алексеем Овчининым", — рассказывает космонавт, Герой России Михаил Корниенко.
При этом есть и другие отечественные разработки, которым никто не может найти замену. Например, российский двигатель РД-180. Он используется на первых ступенях ракет-носителей США серии "Атлас". С его помощью американцы отправили в космос десятки ракет. Без РД-180 были бы невозможны миссии New Horizons, Juno, Марс-2020, полеты к Луне и Солнцу, запуск многочисленных спутников.
Главные конкуренты со времен холодной войны – США – 9 лет не могли сами доставлять астронавтов к МКС, пока прошлой весной Илон Маск не запустил двух астронавтов на своем корабле Crew Dragon. Произошла эволюция глобальной космической деятельности, которая привлекает частные инвестиции. Правила игры поменялись, и мы их принимаем.
"Европейцы использовали когда-то ракету "Орион-4". Она была несколько мощнее, чем ракета нашего типа, но она у них стала отставать по характеристикам и они её прекратили. Они стали интересоваться, а как выйти из положения? А мы им предложили нашу ракету", — рассказал член-корреспондент РАН, специалист в области систем управления космическими комплексами зондирования Земли Геннадий Аншаков.
Но положиться только на частных исполнителей можно далеко не всегда. Так американец Марк Ванде Хай оказался в составе экипажа, стартовавшего в эту пятницу с Байконура только потому, что НАСА в последний момент попросило выделить одно место для их астронавта.
"Мы были соперниками, это было одной из причин, почему мы достигли таких больших успехов, но сейчас мы поняли, что, работая вместе, возможно достичь гораздо большего", — отмечает американский астронавт Марк Ванде Хай.
И вот, спустя всего три часа после старта с Байконура, Марк Ванде Хай говорит "хай" своим соотечественникам, которые ждут его на МКС. И если 60 лет назад СССР прокладывал дорогу в космос в условиях противостояния, то сейчас Россия – незаменимый партнер в самых важных космических проектах.