Лавров подвел итоги двухчасовой встречи с Блинкеном
Политологи всего мира сейчас пытаются расшифровать сигналы, которые они заметили на первой встрече министра иностранных дел России и нового главы американского Госдепа. Лавров и Блинкен говорили около двух часов, учитывая то, как сложно в последнее время развиваются отношения Москвы и Вашингтона, - многих очень удивил тот факт, что закончили встречу политики на русском и шутками. А буквально за несколько минут до самих переговоров Белый дом пошел на неожиданный шаг.
Место встречи - Харпа. В переводе - "арфа". Это большой концертный зал в центре Рейкьявика. И обе делегации изначально были заинтересованы в том, чтобы все прошло без фальши. С момента начала работы новой американской администрации они общались только по телефону. На сами эти переговоры во всем мире возлагали большие надежды. Сергей Лавров и Энтони Блинкен улыбаются. Госсекретарь, чтобы задать тон, даже хлопает коллегу по плечу, но без рукопожатий.
Это первая встреча - так сказать, политическое знакомство - госсекретаря США Энтони Блинкена и министра иностранных дел России Сергея Лаврова. И здесь как никогда много зависит от деталей. Важен каждый жест, каждое слово, каждая реплика.
Беседа получилась открытой, насколько это возможно при нынешних обстоятельствах. Отношения двух стран, конечно, не сравнить с холодной войной, но, например, сейчас в обеих столицах нет послов. Каждый из них - на родине, для консультаций. Впрочем, как сказал Сергей Лавров уже после двухчасового переговорного марафона, Москва и Вашингтон по некоторым вопросам настроены работать совместно.
"Есть понимание необходимости преодолеть нездоровую ситуацию, которая сложилась между Москвой и Вашингтоном в предыдущие годы. Завалов очень много. Разгребать их непросто. Но я почувствовал у Энтони Блинкена и его команды нацеленность на то, чтобы это сделать", - сказал Лавров.
До сих пор в Вашингтоне предпочитали разговаривать на языке ультиматумов и откровенных угроз. Провокационное интервью Джо Байдена, санкции в первые же дни его президентства. Тот же Блинкен даже сейчас не удержался от безапелляционных заявлений.
"Если Россия будет агрессивна по отношению к нам, нашим партнерам и союзникам, мы будем вынуждены ответить не только словами, но и делом", - говорил Блинкен.
Еще одно якобы совпадение: прямо у здания, где проходят переговоры Лаврова и Блинкена, пришвартован натовский военный корабль.
Хотя именно глобальная безопасность - одна из ключевых тем этой встречи. Для России и США как для крупнейших ядерных держав это персональная ответственность.
"Мы должны сотрудничать в тех вопросах, где наши интересы совпадают и где мы можем извлечь позитивные результаты, будь то по конфликтным ситуациям, но самое главное - по проблемам стратегической стабильности", - говорит Лавров.
Предсказать поведение самих американцев очень сложно. То они ведут речь о взаимодействии, то разворачивают дипломатические войны. То призывают к диалогу, то обвиняют в кибератаках и вмешательстве в выборы.
"Мы сегодня затронули и тему дипломатических присутствий России в США и США в России. Этот порочный круг ударов был начат президентом Обамой, в 2017 году приняли новые антироссийские антидипломатические решения. И тогда мы уже вынуждены были отвечать. Эта цепная реакция, по-моему, никого не устраивает. И я почувствовал сегодня у наших американских коллег такое же ощущение", - отметил российский министр.
"Северный поток - 2" был главной целью американцев еще накануне этой встречи. И вот буквально за пару часов до нее Вашингтон вдруг отказался от санкций против оператора-трубопровода. Да и на этих переговорах госсекретарь постоянно лавирует: сначала выбирает жесткий тон, затем - благодарит Лаврова по-русски.
Лавров и Блинкен встречались раньше, когда тот работал в команде у Джона Керри. И сегодня обращались друг к другу - Сергей и Тони. Лавров не без иронии отметил тактичность американских журналистов, которые не атаковали его вопросами вопреки протоколу.
"Смотрите. Никто не кричит", - сказал он.
Блинкен своих репортеров вообще проигнорировал, ограничился постами в Twitter. На вопрос о возможной встрече Путина и Байдена ни один из глав внешнеполитических ведомств не ответил. Если бы не шутка, которую российский министр бросил журналистам уже на прощание.
"А Россия дала добро на саммит?" - спросили журналисты.
"Мы не таможня, чтобы "давать добро", - пошутил Лавров.