Эксперт о крахе европейских спецслужб: Боевики скоро Эйфелеву башню взорвут
Западные СМИ сообщили о том, что запрещенная в России группировка "Исламское государство" подготовила около 500 боевиков для совершения терактов в Европе. Их обучали подрывному делу и слежке. Они объединены в группы и сейчас, прибыв в потоке беженцев, распределились по Германии, Великобритании, Италии, Дании и Швеции.
В субботу министр юстиции ФРГ Хайко Маас предупредил о том, что теракты возможны и в Германии, хотя там сейчас приняты дополнительные меры безопасности.
Известно, что операция по поиску и поимке террористов в Бельгии началась почти сразу после терактов в Париже 13 ноября 2015 года и описывалась европейскими СМИ подробно. А поимка Салаха Абдеслама преподносилась как блестящий результат работы местной полиции. Последовавшие после победной реляции взрывы похоронили миф об эффективности этой работы. Выяснилось, что у Евросоюза нет не только опыта противодействия террористам, особенно в условиях наплыва беженцев с Ближнего Востока, но европейские спецслужбы совершенно лишены координации. Премьер-министр Франции Мануэль Вальс повторил уже звучавшую ранее мысль: против Европы идет война, объявленная террористами. Но война идет, а обороны нет, и в ближайшее время организовать ее невозможно. Единственный враг, против которого все это время боролся Евросоюз, — Россия, а надо было бороться с ИГИЛ (запрещенная в России организация). Но им не объявишь санкции и не лишишь слова в Европарламенте.
Сейчас Европа высказывает версии и гадает, как вышло, что в Брюсселе, под носом у главных структур ЕС, в городе, где в штаб-квартире НАТО заседают генералы 28 стран, террористы сумели подготовить и организовать серию страшных взрывов. Улицы заполнены спецназом, военными и полицией. Но ведь только что именно так, один в один, было в Париже. А после организаторов ловили уже в Бельгии. Да и вообще у Европейских спецслужб достаточно трагического опыта для самоанализа и выработки действенных методик.
Испания, март 2004 года, и США, сентябрь 2011 года
Мадрид, 11 марта 2004 года, 7:37 утра, час пик. С разницей в 5 минут на вокзале Аточа и двух пригородных станциях взрывается 10 бомб. Место не случайно — это транспортный муравейник. Время тоже — все происходит за три дня до выборов в испанский парламент и спустя ровно 911 дней после терактов в США 11 сентября 2001 года. Погиб 191 человек, ранены больше двух тысяч. Исполнители — исламисты "Аль-Каиды". Большинство из них родом из Марокко, долгое время жившие в Испании.
Великобритания, июль 2005 года
7 июля в 8:50 утра с промежутком в 50 секунд взрываются три поезда метро. Еще одна бомба срабатывает через час в автобусе на Тэвисток-сквер. Убиты 52 человека, ранены около 700. Это первый день саммита "Большой восьмерки", когда улицы кишат полицейскими. Организаторы — четверо местных жителей. Все — британские граждане, трое из них в Англии родились и выросли.
"Реальная проблема Европы, Британии и России — это не террористы, которые приходят с Ближнего Востока, а те, кто живет среди нас. Это небольшие экстремистские группировки, принадлежащие ветви радикального ислама: вахабиты, салафиты, которые получают спонсорскую помощь от стран Ближнего Востока, стоят за всеми этими терактами", — заявил бывший начальник отдела по борьбе с терроризмом полиции Лондона Кэвин Херли.
Так было и тогда. На операцию террористам понадобилось всего 8 тысяч фунтов, на изготовление бомб пошли ингредиенты, доступные в свободной продаже.
США, Бостон, 2013 год
15 апреля на марафонском финише в зрительской зоне с разницей в 12 секунд происходит два взрыва. Трое погибших и почти 300 раненых. Исполнители — братья Царнаевы, уже 11 лет проживавшие в Америке.
Тунис, июнь 2015 года
На пляже в Сусе высаживается приплывший морем террорист и начинает расстреливать отдыхающих. 38 погибших, 39 раненых. Тремя месяцами ранее боевики открыли огонь в тунисском Бардо. 8 туристов убиты у входа в национальный музей, еще 12 захвачены в заложники внутри и позже казнены, в том числе гражданин России.
Париж, ноябрь, январь 2015 года
Сценарий каждый раз как под копирку. И если первый прошлогодний теракт — атака на редакцию "Шарли Эбдо" — казался выходкой сумасшедших, а второй — взрывы на стадионе и расстрел людей в кафе и театре "Батаклан" — немыслимым, из ряда вон выходящим событием, то Брюссель уже выглядит системой, а западное общество свыкается с мыслью, что оно на войне.
Но тогда почему те же бельгийские спецслужбы отказываются от помощи? Их коллеги из США заявили: Брюссель не нашел времени для совместной работы. Были слишком заняты расследованием. За два дня до теракта министр внутренних дел заявляет: исламисты готовят новую атаку. Но правильно распорядиться информацией власти не успевают.
"Салах Абд аль-Салам был в бегах. И его считали преступником номер 1 в Европе. Но им понадобились 4 месяца, чтобы найти его. И поймали его в двух домах от того места, где он жил в Бельгии. Для меня это означает, что проблема не просто в передаче информации. Эта история ставит под вопрос компетентность спецслужб и полиции Бельгии", — сказал бывший контрразведчик США Боб Эйрс.
"Если такое количество иммигрантов прибыло, то, наверное, нужно было спецслужбам позаботиться о внедрении в их общество своей агентуры. Вербовка может быть по разным мотивам — на основе каких-то патриотических чувств или материально-денежном. Вопросов нет. Но почему этого не было сделано?" — сказал ветеран службы внешней разведки Александр Богатиков.
О новых терактах предупреждали также российские и израильские коллеги. Последние обследовали воздушную гавань Брюсселя, так как там садятся и взлетают их самолеты. И обнаружили серьезные проблемы в сфере безопасности. А к этому бельгийцам стоило прислушаться. Главный аэропорт Израиля — Бен Гурион — считается самым защищенным в мире.
Террористом может быть кто угодно: человек из толпы, изучающий вас с интересом, или обычный с виду турист, поинтересовавшийся, где тут выход. Новое для России антитеррористическое оружие — это люди. Профайлеры, так их называют, способны распознать террориста среди сотен простых граждан. Еще до того, как он начнет убивать.
Раскрывать методы работы профайлеров нельзя, но их задача очень непроста. За критически маленький отрезок времени заметить малейшую деталь и, возможно, спасти этим десятки жизней.
"Первое — это анализ внешности. Пол, возраст, национальность, какие-то выбивающиеся элементы одежды. Тот, кто по своему поведению, по багажу, по внешним признакам, отличается от массы людей. И анализ эмоционального состояния. Здесь нужно более фокусироваться на лице, на позе, на плечевом поясе", — говорит эксперт Анна Кулик.
Еще одно новшество в российских аэропортах — 100-процентный досмотр прямо на входе. Причем с использованием систем Safe Scout. Это сканеры, которые выявляют все, что спрятано на теле. Раньше они были только на пропуске в чистую зону вылета. После брюссельских терактов российским опытом заинтересовались и в Европе, где до сих пор в зал аэропорта можно было зайти так же легко, как в театр или торговый центр.
Еще одна российская разработка — программа, которая анализирует десятки тысяч сообщений в четырех популярных социальных сетях: "ВКонтакте", "Фейсбуке", "Твиттере" и "Живом Журнале". Например, пропагандистский контент террористов. И помогает отследить первичного вербовщика, а от него выстроить всю сеть его связей.
Эксперты утверждают: там в каждом крупном городе Европы уже есть ячейки террористов. Это сеть, хотя члены одной подпольной группы могут не знать участников другой. Такие спящие агенты сделают все, чтобы не выдать себя, пока не поступит сигнал. Отдаст куратор личный приказ или сообщение придет из другой части мира — не важно. Но именно в этот момент начнется активная подготовка теракта.
"Политики в этих странах, чтобы получить поддержку арабов, которые являются гражданами и участвуют на выборах и предпочитают не обострять с ними отношения: они для них как бы заповедники — делайте, что хотите. Главное — на выборах голосуйте за нас. Вот это гримаса демократии", — говорит бывший глава израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми.
Политики заигрывают даже с теми, кто только приехал в страну и пока на птичьих правах. Например, Ангела Меркель позирует для селфи с беженцем, который сильно похож на террориста Наджима Лашрауи.
"Поздно пить боржоми. В данном случае, конечно, спецслужбы получили ту самую ниточку, с помощью которой можно размотать весь клубок. А в современных условиях этот клубок не очень сложно разматывается, потому что есть камеры слежения, билинг и т.д.", — сказал генерал-майор ФСБ в запасе Александр Михайлов.
Теракты в Брюсселе — свидетельство того, что Европа для экстремистов больше не внешняя территория, на которую они периодически совершают набеги. А плацдарм, где они ведут свою партизанскую войну. После трагедии Бельгия отреагировала решением присоединиться к коалиции США в бомбежках ИГ, запрещенного в России. У себя в ЕС решили теснее сотрудничать в вопросах антитеррора. Однако эта реакция следует после каждого теракта в Европе на протяжении последних 15 лет.
"Они сделали очень серьезный шаг, особенно французы. Она покрасили Эйфелеву башню в цвета бельгийского флага. Если так дальше пойдет, они будут ее красить время от времени в цвета флагов других европейских стран. Если эту башню не взорвут", — сказал глава израильской спецслужбы "Натив" Яков Кедми.
Новые теракты — лишь вопрос времени. Причем в том, что взрыв в брюссельском аэропорту произошел именно у стойки American Airlines и на станции у американского посольства, многие увидели прозрачный намек: доберемся и до другого столпа западного мира, в котором исламисты видят главное зло.