Незавидная доля: что ждет бегущих в Европу беженцев из Афганистана
Запрещенная в России группировка "Исламское государство" взрывом в Кабуле показала, что она в Афганистане не просто существует, но способна даже в условиях смены власти активно и результативно действовать, поэтому никто не застрахован от проникновения под видом беженцев радикальных исламистов в развитые страны. Как это было, когда волна сирийских беженцев накрыла Европу и там начались теракты.
Проблема усугубляется еще и тем, что Афганистану грозит засуха, которая угрожает существованию 7 миллионам человек. Об этом в субботу заявила Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. То есть количество желающих уехать из страны будет только расти.
Сейчас основная масса беженцев - головная боль США. Но как головная боль? Байден в пятницу заявил, что Штаты вывезли из Афганистана около 110 тысяч человек. И это уникальная эвакуационная операция? Но где они? В США для самолетов с беженцами выделен всего один аэропорт - Даллеса. И 18 бортов. Губернатор штата Вирджинии Ральф Нортэм в интервью Washington Post заявил, что на утро пятницы аэропорт принял всего 14 тысяч человек. Причем беженцы сидят в самолетах по 10-12 часов, пока их проверяют после многочасового перелета. А где остальные сто тысяч? На американских военных базах по всему миру? И что с ними будет?
О том, что в аэропорту Кабула готовятся теракты, западные спецслужбы знали. Но ни предотвратить, ни даже минимизировать потери не смогли. Давку на входе не ликвидировали, и террористы добились максимального количества жертв. Два теракта произошли с минутным интервалом. Первым подорвал себя смертник у входа, который на американских картах называется "Эбби-гейт". Это - въезд для автомобилей. Именно тут в ворота упирается вытянутая вдоль забора толпа, и именно в этом месте - ее самая большая плотность, и еще у КПП много американских военных. Машину, начиненную взрывчаткой, возможно, тоже хотели взорвать здесь – пытались заехать через прилегающую улицу, но не смогли пробиться и подорвали около отеля "Барон", где находится точка сбора беженцев, вылетающих в Великобританию. Этим и объясняется такое количество жертв – больше сотни погибших и почти полторы тысячи раненых. В том числе женщины, дети, американские военнослужащие и талибы (запрещенная в РФ организация), охранявшие внешний периметр. Ответственность взял на себя афганский филиал ИГИЛ. Теракты произошли на следующий день, после того, как кабульский аэродром покинули российские военные самолеты с гражданами России и СНГ. И нашей съемочной группой на борту. И теперь, когда мы знаем, какой опасности избежали, еще четче проявляется вся сложность этой операции. А меры предосторожности, которые предпринимали наши дипломаты и военнослужащие, больше не кажутся избыточными.
"Мы не ожидали, очень было классно, приятно. Даже вот другие, когда эвакуируют, 5-6 дней ждут, нам вчера сообщили, и вот мы сегодня в самолете", - говорит эвакуированный профессор.
Российским дипломатам удалось избежать самой большой опасности – давки на входе. Автобусы с нашими соотечественниками отправлялись из посольства и останавливались только на взлетном поле, рядом с самолетами. Сложно представить, сколько переговоров со всеми сторонами пришлось провести, чтобы все прошло гладко в такой неразберихе. После 31-го августа вся эвакуация будет полностью прекращена, но уже сейчас через блокпосты пропускают только иностранцев и афганцев с двойным гражданством. Наша съемочная группа провела на взлетном поле несколько часов и постоянно слышала стрельбу.
На кадрах видно, как новые власти Кабула открывают огонь в воздух, чтобы отпугнуть людей, которые пытаются прорваться в аэропорт. Рамки металлоискателя, оперативный досмотр, измерение температуры – посадка прошла быстро, но со всеми мерами безопасности. Часть пассажиров выходит в Киргизии, часть - в Таджикистане. В нашем самолете все летят до Москвы. Почти все - граждане России. Половина пассажиров – дети. Это школьники, которые приехали с родителями в Афганистан в гости к бабушкам и дедушкам.
"У меня еще школа начинается. Я уже буду в третьем классе. А мой братик, он будет в первом классе", - говорит один из детей.
Бришна Мухаммадуллах тоже учится в московской гимназии, отличница. И тоже прилетала в гости к родне. А улететь обратно не успела. Школьница выручила всю семью – нашла в интернете объявление об эвакуации россиян, написала в посольство и, только получив приглашение, рассказала об этом отцу:
"Ему сказала, он даже не поверил! Он такой: "Ты шутишь, что ли?" Я такая: "Ну, не знаю, может заберут, а может нет". Он такой: "Сколько платить?" Я говорю: "Нет! Государственное, бесплатное!".
Все это, конечно, сильно отличается от той "эвакуации", которую весь мир с ужасом наблюдал на прошлой неделе. Когда беженцы пытались улететь, ухватившись за шасси американских самолетов и падали с высоты. И еще: мы знаем каждого, кого вывезли, это наши граждане. Но кто сейчас разлетается по всему миру, и нет ли среди десятков тысяч афганских беженцев тех самых людей, которые организовали теракт в Кабуле? И кто в эти дни живет в стихийных лагерях беженцев, пытается нелегально пересечь границу и попасть в Европу, которая, похоже, не готова принимать незваных гостей и все еще слишком хорошо помнит, к чему привел последний миграционный кризис?
Под таким напором любые укрепления рухнут. На пакистанской границе оставалось только отстреливаться от рвущихся в Европу афганских беженцев. И без того жестокий путь к свободе на этот раз - еще более коварный. Их поджидают не только засушливые пустыни, крутые горы и реки. Штурмовать придется вооруженные контрольно-пропускные пункты, колючую проволоку. И вот такие бетонные стены высотой в несколько метров. Одну из самых протяженных отстроили в Турции - бастион длиной в 150 километров. Но и в самой Европе дали понять: мигрантам здесь больше не рады. Греки и те поспешили отгородиться от чужих проблем. Сомнительное "гостеприимство" прибалтов и Балкан: Эстония готова принять максимум... 10 человек, Словения и того меньше - всего 5, в то время как в Евросоюз надвигаются сотни тысяч.
Литовские пограничники больше не церемонятся с теми, кто рвется со стороны Беларуси, спуская на них разъяренных служебных собак. Но и судьба тех, кто всё-таки сумел прорваться в Литву, незавидная. Каждый рискует оказаться вот в таком лесном "плену". Из своих теплых стран их занесло в неожиданно холодные объятия Европы. Ко всему прочему непогода, холода, как тут не сбежать. Что они и делают. Да только и по ту сторону лагеря их поджидают. В приграничной литовской деревне наспех сформировано антимигрантское ополчение, отлавливающее беглецов.
"Я мать, у меня дочь, мне страшно за нее, дети беззащитны", - говорит координатор сообщества Юлия Яноните.
Каждый день с 7 вечера и до часу ночи в ярких жилетах они сражаются за свою свободу - свободу от нелегалов. Дорогу грузовикам с беженцами они готовы перекрывать даже собой, выстраиваясь в живую цепь. И с плакатами с надписью "добро пожаловать" тут никого не собираются встречать.
"Ох, от Меркель достанется! Вот пусть она их все себе и забирает", - говорит глава поселкового совета Рудникай в Литве Геннадий Баранович.
Но, похоже, и с нее хватило - с еще одной миграционной волной Германия вряд ли справится. Да и что тут в разгар коронакризиса могут предложить. Бывший министр информационных технологий Афганистана и тот развозит по Лейпцигу суши да пиццу, чтобы самому хоть как-то прокормиться.
"Я нашел себе временную работу в доставке еды. Я хожу на курсы немецкого языка, учусь 4 часа и работаю по 6 часов, а иногда - по 8. Мне нужна эта работа, чтобы у меня было достаточно денег на жизнь для оплаты жилья и покупки других расходов. Всем остальным - добро пожаловать разве что в контейнеры", - говорит он.
Накануне выборов в Бундестаг в этом районе нарастает агитация радикального толка, предлагающая избавляться от таких Гетто.
"Нельзя допустить повторения 2015 года и бесконтрольной миграции, мы больше не можем себе этого позволить", - говорит депутат от Бундестага партии "Альтернатива для Германии" Маркус Фронмайер.
На защиту собственного народа переходят солдаты. На всю страну гремит дело офицера элитного подразделения Бундесвера Франко Альбрехта. По версии следствия, под видом беженца он собирался расправиться едва ли не со всей германской верхушкой, включая нынешнего главу МИД Хайко Мааса. Миграционная политика довела.
"Решил, что хватит жаловаться, надо действовать. Сегодня ведется политика, когда недовольных людей обозначают, скорее, праворадикалами. Образуется такой образ врага из людей, у которых совершенно нормальное национальное, патриотическое сознание", - говорит Франко Альбрехт.
Во Франции "бунт": сразу 20 отставных генералов и тысячи офицеров, оставляющих свои подписи под пугающим обращением к нации.
"Страна разрушается. При этом политики ничего не делают. Чем дольше мы откладываем эти проблемы, тем ближе мы к гражданской войне. Не проходит недели без новостей о том, как кому-то перерезали где-то горло и так далее. Есть целые районы, куда не заходит ни полиция, ни жандармы. Там своя власть", - говорит генерал Доминик Делавард.
Президент Макрон готов уже идти на любые сделки и многомиллиардные вливания в соседние с Афганистаном страны, лишь бы задержать мигрантов там и остановить это очередное наступление на Европу.
"Следует серьезно увеличить финансирование на содержание беженцев и обеспечить им условия содержания. (...) Это единственный способ предотвратить движение населения, которое в противном случае будет неизбежным", - говорит он.
Его прежние усилия навести порядок можно считать безуспешными. На севере страны потоки нелегалов так и не удалось взять под контроль, хотя кадры, как бульдозеры сравняли с землей печально известные "Джунгли Кале", облетели весь мир. И вот спустя пять лет на том же месте. Драка за кусок курицы с рисом - еще самое безобидное.
С виду гуманитарные жесты, забоятся как никто, но за лесным массивом выросли новые джунгли - еще более устрашающие, которые все так же живут по своим законам. Каждый, кто приближается к ним хотя бы на метр, а уж тем более проходит внутрь, сильно рискует.
Много криминала, много плохих вооруженных людей, стреляют. Под самодельными брезентовыми крышами - поселение в несколько тысяч человек, теперь растянулось по всему побережью Ла-Манша. Перебегая с места на место - от полиции.
Многие еще отчаянно надеются добраться на грузовиках в Великобританию или доплыть туда на лодках, если повезет, не утонуть по пути. Беженцы в проходке - мы не спим, мало еды, нет воды.
"Тут нет дома, нет условий, нет хорошей жизни, мы хотим лучших условий жизни здесь. И вроде бы надежда с британского берега замаячила, впрочем, как всегда - туманная. Лучшей жизни никто не обещает", - говорит один из беженцев.
"Мы хотим убедиться, что мы готовы, что у нас есть жилье, в котором нуждаются эти люди, и что мы можем разместить их в течение следующих нескольких лет", - говорит премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.
Тот самый Лондон, который сотрясали взрывы, ножевые атаки и наезды автомобилей на людей, готов даже согласиться принять еще пару десятков тысяч человек. И где гарантия, что под видом мигрантов в Европу вновь не проникнут те, кто готов устраивать все новые и новые кровавые теракты, как это было в Париже, Ницце, Брюсселе, Берлине и Вене. Но ведь и сама Европа на протяжении долгих лет "взрывала" Ближний Восток, направляя туда свои военные миссии. А теперь бегущим от бесконечных войн Запада беженцам даже теплый прием не окажут.
Старый Свет не готов признавать ошибки и не готов к былой щедрости и гостеприимству. На месте излюбленной политики мультикультурализма выросли многокилометровые бетонные заборы. Но не стоит сомневаться: те, у кого не остается выбора, все возникающие на пути препятствия будет брать штурмом.