Version: 0.1.0

Ученый назвал вакцинацию главным способом борьбы с "омикроном"

Профессор и заведующий кафедрой инфекционных заболеваний в госпитале Кейптауна Марк Менделсон рассказал в беседе с РЕН ТВ, чего стоит ждать от нового штамма коронавируса "омикрон".

"Омикрон" был полностью раскрыт с помощью расшифровки генома только неделю назад. Сам он был выявлен в ЮАР, но мы до сих пор не знаем, где находится его очаг. ЮАР – одна из немногих стран, использующая метод расшифровки генома для отслеживания распространения вируса. Он был обнаружен здесь, но это не может автоматически означать, что он появился здесь. Что-то мы знаем об "омикроне", чего-то не знаем. Мы знаем количество изменений в его генетической структуре, мутаций, в частности, тех, которые связаны с особым белком вируса, используемым, чтобы войти в клетки. Сейчас мы не знаем, может ли омикрон распространяться активнее, чем другие штаммы вируса, включая "дельту". Мы также не знаем, но предполагаем, что "омикрон" может уклониться от нашей иммунной системы, что увеличит количество повторно зараженных людей, и первичные сигналы показывают, что ситуация именно такая. Уже переболевшие люди могут заразиться снова — "омикроном", — отметил он.

По его словам, неизвестно, насколько тяжело протекает повторное заражение, потому что пока не прошло необходимое время, чтобы набралось достаточно случаев, по которым это удастся понять. При этом Менделсон подчеркнул, что существующие вакцины защищают от тяжелого заболевания другими штаммами вируса, госпитализаций и смерти. И сейчас нет оснований думать, что с "омикроном" будет иначе.

"К вопросу о тяжести заболевания – в начале волны COVID-19, которую мы наблюдаем в ЮАР, мы видим легкие случаи. Спустя недели две возрастает количество госпитализаций, это более тяжелый COVID, и еще через две недели появляются смертельные случаи. Сейчас мы не можем сказать, отличается ли "омикрон" от "дельты". Вирус пытается копировать себя в теле, не вызывая смерти, поскольку вирусу так выгодно. Ему выгодно не вызывать тяжелого течения болезни, и мы пока не знаем, как себя ведут мутации омикрона. Он может оказаться легче, но пока мы этого не знаем. Любую информацию, которую вы могли слышать, что "омикрон" легче, мы пока не можем узнать, у нас не было времени, чтобы изучить достаточно случаев, чтобы узнать ответ", — подчеркнул он.

Профессор заметил, что если посмотреть на все другие варианты, непривитых поступивших в отделения интенсивной терапии гораздо больше, чем привитых. Он полагает, что с "омикроном" будет так же.

"Нейтрализация этих мутаций, нацеленность на нейтрализацию антител – не полная картина. Иммунная система невероятно сложная, которая может действовать по-разному, разными частями. Часть, ответственная за охрану от тяжелого течения болезни и смерти, очень отличается от нейтрализующей антитела. Так что подождем и посмотрим", — рассказал Менделсон.

Как отметил ученый, разница между штаммами пока непонятна. Обычно легкий вариант COVID сопровождается температурой, головной болью, болью в мышцах. В первой, второй, третьей волне люди теряли обоняние и вкус, их было так много, что потеря запахов стала значительным индикатором COVID. Не только коронавирус вызывает потерю обоняния, но это важный сигнал. COVID также вызывает усталость, изнеможение, много других симптомов, но это основные для легкого течения болезни.

"На данный момент ничего не изменилось, основной совет, главный способ предотвратить распространение пандемии – вакцинация. Это первый элемент предотвращения. Хорошая вакцина – только вакцина в чьем-то плече, не на полке. В ЮАР вопрос нехватки вакцин больше не стоит, их хватает, однако распространены сомнения, и с ними нужно работать. Вакцинация – основа коллективного иммунитета, но во всплеск пандемии важно ограничить возможность вируса распространяться. "Омикрон", как и другие, передается по воздуху. Поэтому мы говорим о социальной дистанции, масках, избегании большого скопления народа, хорошей вентиляции помещений. В России зима, а в Кейптауне лето, сейчас в ЮАР проще находиться на улице, чем в России, я это знаю, но везде, где возможно, надо открывать окна в помещениях, позволять воздуху циркулировать. Если чувствуете себя плохо – сдайте тест и изолируйтесь, пока не узнаете его результатов, это поможет снизить риск распространения инфекции", — призвал профессор.

Менделсон отметил, что единственная предсказуемая вещь о коронавирусе – его непредсказуемость. Ученый напомнил, что "дельта" не ушла, она все еще распространяется по миру.

"Этот штамм уже захватил не меньше трех континентов, многие страны. Думаю, в следующие несколько недель мы увидим рост количества случаев "омикрона", обнаруженного в разных странах, поэтому вводят ограничения передвижения из ЮАР без обоснований, что вызывает злость и разочарование. Вопрос к миру: если вы следующая страна, в которой обнаружат "омикрон", поделитесь ли вы этой информацией с миром? Правильно сделать это, мы сделали и получили странную реакцию, которая нас очень разочаровала, разозлила. Великобритания, ЕС, некоторые другие страны закрыли передвижение, когда вирус уже вышел за пределы места, откуда начался, он теперь во многих странах, запрет путешествий не поможет снизить распространение", — возмутился профессор.

По его словам, "омикрон" не переродился из штаммов "дельты" или "беты", это отдельная мутация изначального вируса. "Дельта" – преобладающий сейчас в мире вид. Это не вариант "дельты" или "беты", он – отдельный путь эволюции вируса.

"Коронавирус постоянно мутирует, каждый раз он превращается в новый вирус, изменяя генетическую структуру. Какие-то варианты лучше для вируса, какие-то хуже, и он старается сохранить лучшие. Так появился "омикрон". Чем больше вирус изменяется, то есть чем больше людей болеет и чем дольше они болеют, тем больше у него возможностей стать сильнее. Мы не знаем, какое именно преимущество приобрел "омикрон", время покажет", — подытожил профессор.

Напомним, что с 25 декабря многие авиакомпании мира приостановили авиасообщение с ЮАР из-за распространения там нового "омикрон"-штамма коронавируса. По уже имеющимся данным, этот штамм имеет много мутаций, которые будут сильнее действующих вакцин.

Ученый допустил, что "Омикрон" будет легче других штаммов COVID