Version: 0.1.0

Аналитик назвал фатальные ошибки ЕС, ставшие причиной энергокризиса

По словам аналитика, обвинения в адрес "Газпрома" в усугублении положения дел ЕС на рынке газа выглядят нелепо.

Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с РЕН ТВ назвал три главные ошибки чиновников Евросоюза в энергетическом кризисе. Также он объяснил всю безосновательность обвинений, звучащих в адрес "Газпрома", за то, что он создает искусственное напряжение на энергорынке.

Эксперт начал с того, что именно действия Еврокомиссии привели к росту цен на газ и ситуации, что европейские хранилища не заполнены газом.

"За этими обвинениями стоит попытка переложить проблему с больной головы на здоровую. Посмотрите на базовые причины энергетического кризиса в Европе. Они заключаются в нескольких ошибочных регуляторных решениях", - сказал Митрахович.

По его словам, главной ошибкой стала ставка европейцев на спотовый рынок. Они надеялись на низкие цены, но просчитались.

"Первое ошибочное решение связано с борьбой Европейской комиссии против долгосрочных контрактов. ЕК и страны, которые пошли за ней, полагали, что спотовый рынок – это всегда равно низким ценам на газ. Это оказалось неправдой. В некоторых случаях спотовые цены низкие, в некоторых – высокие. Поэтому когда цена оказалась высокой, ставка на спотовый рынок оказалась проигрышной", - отметил эксперт.

Еврокомиссия пыталась вести борьбу против России, заявляя о снижении зависимости газа из РФ. Но это стало второй фатальной ошибкой для ЕС.

"Вторая ошибка была связана с борьбой за диверсификацию поставок газа любой ценой. Иными словами, чтобы меньше зависеть от России. Российский газ плохой, "Северному проекту - 2" и другим проектам надо ставить палки в колеса, а, например, газ из Азербайджана – он хороший. Но это привело к тому, что нужный Европе газ по "Северному потоку" не пришел, а газ из Азербайджана пришел в недостаточных количествах с учетом ограниченных мощностей Азербайджана по производству газа. Поэтому борьба за дискриминацию российского газа в пользу других поставщиков тоже вышла Европе боком", - отметил специалист.

Попытка перехода на непрерывные энергетические источники также не увенчалась успехом и лишь способствовала росту цен.

"Третья ошибка – это ставка на излишне ускоренный переход на непрерывные источники энергии без учета имеющихся технологических и экономических ограничений. В результате ставка на непрерывные энергетические источники, такие как ветряные электростанции, привела к тому, что если несколько недель не было достаточного ветра, пришлось активнее сжигать газ. Спрос на него вырос, цены на него выросли", - добавил Митрахович.

По словам эксперта, слова главы Международного энергетического агентства (МЭА) Фатиха Бироля, заявившего, что "Газпром" специально не выставляет газ на спотовый рынок, усугубляя положение ЕС, звучат нелепо. Митрахович отметил, что "Газпром" не обязан совершать акт доброй воли. По его мнению, компания принимает те действия, которые несут выгоду для нее. Таким принципом руководствуется любой производитель.

"Что касается "Газпрома", то он выполняет все условия контрактов. Что касается отсутствия жеста доброй воли со стороны поставок газа на спот, то в предыдущие исторические периоды "Газпром" поставлял газ через электронную площадку свою на спотовый рынок без контракта. Мог бы такое сделать и сейчас. Но возникает вопрос: а почему "Газпром" должен это сделать? К нему как-то особенно относятся в Европе? Нет. Обязательств поставлять газ нет. Если он начнет поставлять газ через спотовый рынок, то цены на него упадут. Возникает вопрос: "Газпром" продает газ или покупает? Если он продает, то почему он должен быть заинтересован в падении цен на газ? Это странно. Давайте обвинять, что другие компании хотят продавать свои товары подороже, а не подешевле. Давайте обвинять Apple в том, что они хотят продавать свои iPhone подороже. Это бессмыслица", - отметил эксперт.

Митрахович добавил, что для России выгодны долгосрочные контракты, потому что производство газа требует определенных вложений в месторождения. Нашей стране важно понимать, какие объемы мы должны производить для поставок.

"Обвинять "Газпром" в том, что он не поставил газ на спот, – это то же самое, что обвинять фермера в том, что он не привез мясо на рынок, а оставил его себе или продал в другом городе. Если хотят европейцы газ, то могут заключить долгосрочные контракты. Тогда будет понятно, сколько газа вам нужно, сколько российской стороне нужно будет потратить на производство этого газа, на его транспортировку. И все будет работать. А сколько России нужно вкладывать денег в производство? Мы же тоже не можем жить по принципу "чего изволите в Европе": в один год вложить деньги в месторождение, в другой – не вложить. Нужно понимать ситуацию на перспективу", - сказал Митрахович.

Отметим, что в 2021 году "Газпром" только в Германию поставил более 50 млрд кубометров газа, что почти на 5 млрд больше, чем в 2020-м. Помимо ФРГ за прошлый год выросли объемы поставок российского газа в Италию, Сербию, Данию, Польшу, Турцию, Болгарию, Финляндию.

Эксперт назвал три фатальные ошибки ЕС, ставшие причиной энергокризиса