Востоковед обратил внимание на западный след в погромах в Казахстане
Последствия атаки на департамент полиции Алматы можно увидеть на кадрах, которые представлены в нашем сюжете. На них – сожженные служебные машины, изрешеченный пулями фасад, сотня полицейских против примерно тысячи нападавших.
Первые митинги начались в Жанаозене – небольшом городе на западе страны. 2 января жители узнали, что цена на сжиженный моторный газ выросла сразу вдвое. Они вышли протестовать, потому что на газе там ездят 90 процентов автомобилей.
"Решение о повышении цен на газ стало триггером этих беспорядков, не являлось ли принятие этих решений преднамеренным действием на действия масс, под ширмой которой потом осуществлялся госпереворот?" – говорит экс-генсек ОДКБ Николай Бордюжа.
4 января в мирный пока еще протест влилась и Алма-Ата. И никто тогда не знал, каким ужасом все это обернется менее чем через сутки.
Оцепление вокруг акимата сняли 12 января, а в настоящее время охрана просит не приближаться из соображений безопасности – периодически осыпаются элементы обгоревшего фасада.
Изнутри здание выгорело полностью. Жонгар был в пожарном расчете, который погромщики просто не подпускали к мэрии. Спасателей избивали по всему городу. Об этом свидетельствуют кадры у здания прокуратуры, в котором боевики заперли сотрудников и затем подожгли. В одной из таких стычек Жонгар получил ранение.
Стреляли, кстати, из пистолета Макарова, который, возможно, был отобран у кого-то из пострадавших полицейских. Интернет облетели видео, на которых видно, как силовиков буквально забивают озверевшие погромщики.
В тот момент масштаб атаки сложно было даже осознать и силовикам, и простым горожанам. И уж точно мало кто догадывался, что в ней участвуют специально подготовленные боевики. Именно этот момент, позже, когда ситуацию уже взяли под контроль, подчеркнул российский президент во время видеоконференции ОДКБ.
"Мы наблюдаем именно агрессию международного терроризма: откуда взялись эти банды вооруженных людей, прошедшие подготовку в зарубежных центрах и явно имеющие опыт боевых действий в горячих точках планеты?" – отмечал российский лидер Владимир Путин.
Задачей было посеять хаос и захватить город. В действиях радикалов – максимум агрессии. Они расстреливали даже гражданские машины. В одной из таких погиб известный режиссер-документалист Сакен Битаев. У него остались двое детей.
"Вышли мародеры. И одна пуля попала в него", – говорит жена погибшего Гульбахат Битаева.
Когда лавина пошла по центральным улицам, начались погромы торговых центров, банков и первым делом – оружейных магазинов.
"Они привезли с собой стенобитный инструмент и промышленные резаки. Они разбили стену, срезали арматуру", – рассказал исполнительный директор Союза оружейников Казахстана Сергей Копнов.
Были в рядах погромщиков и те, кто раскачивал толпу. Казахскому блогеру Дамир Аманжолову удалось их разглядеть. Отличительный признак – красная куртка.
"Если говорить по этим красным курткам, можно сделать условно отработки. Это те же провокаторы, которые пытались масла в огонь подливать и переводить это все в мародерство и беспорядки", – говорит блогер.
Хватает и свидетельств того, что молодежь в протест, а затем и в агрессивные действия вовлекали за вознаграждение. Нам об этом рассказал водитель такси по дороге из аэропорта Нурсултана. Несчастье коснулось его семьи – деньги из рук провокатора взял 19-летний племянник. Сейчас он под арестом.
О том, что перестрелки на городских улицах устроили не митинговавшие в первые дни граждане Казахстана, а радикалы, заявил президент Токаев, прося помощи в ОДКБ. Его поддержал Владимир Путин.
"Ситуацией воспользовались деструктивные внутренние и внешние силы. Активно применялись присущие "майданным" технологиям элементы силовой и информационной поддержки протестов. Использовались хорошо организованные и четко управляемые группы боевиков", – говорит российский лидер.
Первый же арест стал сенсацией, потому что под стражей оказался глава Комитета национальной безопасности Карим Масимов. Это аналог российской ФСБ.
Бывший премьер-министр Казахстана – настоящий политический тяжеловес, которому прочили роль преемника Назарбаева. Он имел бизнес-интересы в Гонконге, отучился в Колумбийском университете, который напрямую курирует Госдепартамент США. А его сын в 25 лет стал военным атташе посольства Казахстана в Америке. Теперь Масимова обвиняют в государственной измене. А КНБ ждет большая ревизия.
"В ряде городов руководители управлений Комитета национальной безопасности, несмотря на достаточный боевой арсенал, не вступая в бой, покинули служебные здания, оставив там оружие и секретную документацию", – сказал Токаев.
В Сети были опубликованы кадры, на которых бандиты хозяйничают в арсенале алматинского управления. Их опубликовал телеграмм-канал Nexta, печально известный по информатакам во время протестов в Белоруссии. Сейчас уже известно: ресурс с польской пропиской взялся и за Казахстан.
"Группируйтесь вокруг людей с боевым опытом. Группы должны быть около 10–20 человек. Старайтесь заходить противнику в тыл. Вооружайтесь по максимуму", – говорилось в сообщениях.
Такой же тон наблюдался и в украинской прессе. Кстати, в Киеве расположена штаб-квартира движения "Демократический выбор Казахстана", запрещенного в самой республике. Оно существует на деньги Вашингтона и Лондона.
Примечательно, что именно Британия одной из первых зашла в Казахстан после развала СССР. Под контролем королевства оказалось немало бизнес-структур. Международный финансовый центр "Астана". Это глобальный финансовый хаб, который был создан по инициативе Назарбаева. Но в основе – английское право. Арбитраж возглавляет бывший верховный судья Англии лорд Вульф.
Экс-премьер-министр Великобритании Тони Блэр – личный консультант казахстанского президента. По оценке Daily Mail, республика потратила на это почти 30 миллионов долларов. Средства проводили через фирму Tony Blair Associates. Услуга предполагала четыре личные встречи в год, а также "уникальное видение и поддержку".
А еще Казахстан оставался едва ли не единственной бывшей советской республикой, где действовал Фонд Сороса. И еще тысячи НКО, которые активно управляли оппозиционными структурами, говорят эксперты.
"Роль американских и британских НКО в нынешних протестах не вызывает каких бы то ни было сомнений, в частности Алма-Аты. Они являются неформальной столицей казахских НКО, в частности именно там зародилось движение "Проснись, Казахстан", которое активно участвовало и в этих процессах, и в протестах 2019 года и хорошо известно со спецслужбами США", – говорит эксперт Центра изучения современного Афганистана востоковед Никита Мендкович.
А вот и один из недавних утвержденных траншей Госдепа: 750 тысяч долларов на продвижение неких "международных стандартов религиозной свободы". Вот еще, почти столько же, – на поддержку "свободы объединений в Казахстане". Хорошая почва для этой работы – внутренние противоречия.
"Конфронтация противоборствующих групп наложилась на принцип клановости. И между ними идет достаточно ожесточенная борьба за власть. Токаев справился с очень опасной и трудной ситуацией, он сократил влияние людей из прошлого до минимума", – говорит член британского парламента Джонатан Эткин.
С высоких постов в нефтегазовой отрасли уволены зятья Назарбаева. Взялись за утилизационный бизнес, связанный с его дочерью Алией. Сигналы получили и другие адресаты общественной критики.
"Благодаря первому президенту в стране появилась группа очень прибыльных компаний. И прослойка людей, богатых даже по международным меркам. Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе", – сказал Токаев.
Каких внешнеполитических векторов будет придерживаться Казахстан далее, судить непросто. Но роль ОДКБ в преодолении кризиса очевидна. Казахская государственность просто обязана окрепнуть. Слишком дорого обошлась возможность больших перемен. Уличные беспорядки унесли жизни 225 человек. В их числе гражданка России Мария Ким. Ее застрелили мародеры.