Лучше поздно, чем никогда: Экс-охранник Освенцима признался, что ему "стыдно"
На прошлой неделе в одном из городов Германии был осужден 94-летний бывший охранник лагеря Освенцим Рейнхольд Ханнинг. В суде он попросил прощения, заявил, что ему "действительно жаль" и "стыдно" за то, что он имел отношение к преступной организации, совершавшей массовые убийства. Больше всего его гложет то, что он даже не пытался что-либо изменить – говорит жертва режима.
Журналисты Reuters попытались понять, в чем особенность этого нациста. По их словам, в наши дни слова старого немца едва ли звучат как ужасное признание. Но для тех, кто был привлечен к ответственности за свои преступления, за Холокост и прочие деяния, совершенные в ходе Второй Мировой войны, случай носит беспрецедентный характер.
К этому судебному процессу как нельзя лучше применимо выражение "Лучше поздно, чем никогда". Но комментарии Ханнинга в ходе судебного процесса ни в коем случае нельзя недооценивать, уверены журналисты.
Его слова важны еще и потому, что до наших дней дожили лишь немногие участники тех событий. Для государственных органов, которые много лет вели расследования и искали виновных, для волонтеров, для которых правосудие было делом принципа, важность этого судебного процесса просто невозможно переоценить.
В 27 лет Бенджамин Ференц был главным обвинителем Нюрнбергского процесса, рассматривавшем дело Эйнзацгруппен, войск специального назначения, сформированных для массовых убийств евреев, цыган и прочих восточных "врагов". Было это еще до создания лагерей и газовых камер.
Будучи уже в достаточно преклонном возрасте, он до сих пор вспоминает опротестования Отто Охлендорфа, одного из многих, кто был тогда приговорен к смертной казни за свои преступления. Когда он услышал приговор, он сказал, что евреи в Америке еще за это поплатятся.
С тех пор Германия прошла очень долгий путь. Холокост и прочие зверства нацистов стали скучными фактами из учебников истории, но сегодня страна может вживую испытать те забытые чувства, которые наполняли самые темные страницы ее истории.
Иисус сказал своему Отцу, когда его распяли: "Отец, помилуй их, ибо не ведают, что творят". Нацисты прекрасно знали, что делали. И один из них все-таки признал свою вину.