Version: 1.0.2

Расстрел, пытки и насилие: мать пленницы рассказала о зверствах СБУ

Молодая жительница Донецка в 2017 году попала в плен СБУ. По утверждению ее родных, девушку буквально выкрали с вокзала в Мариуполе, после чего почти две недели пытали в подвале. Однажды пленницу даже вывели на расстрел, обмотав в черный пакет, но в последний момент отказались от казни из-за того, что ее мать подняла шум. С Викторией Писаренко, матерью пленной жительницы ДНР, пообщался корреспондент телеканала "Известия" Александр Сафиулин.

Поехала получать загранпаспорт, а стала пленницей и "террористкой"

В 2017 году девушка делала загранпаспорт. 19 октября ей позвонили и сообщили, что паспорт готов и его можно забрать в Мариуполе. Далее, как рассказывать ее мать, дочь направилась в Мариуполь и пропала.

"Обычно у нас заведено так в семье, что мы отзваниваемся. Звонок был о том, что она едет. В тот момент, когда я понимала по времени, что она уже должна быть на месте, звонка не последовало", – рассказывает Писаренко.

Не последовало его и в следующие несколько дней. К тому моменту Виктория уже вовсю пыталась искать дочь, но информации было крайне мало. Родным было известно лишь то, что дочь пересекла блокпост в Донецке, а что было дальше – сплошная неизвестность.

В какой-то момент, когда мать уже собиралась самостоятельно отправиться на поиски дочери в Мариуполе, в семье раздался звонок. Звонила Юлия, но мать только по голосу и "кодовому" слову поняла, что дочь попала в беду.

"Я слышу, что у нее состояние невменяемое. Я слышу тянущую речь. Она мне говорит, что, мама, у меня все в порядке, ты меня не ищи, я в Бердянске и вообще я взрослый человек. Я понимаю, что мой ребенок не мог мне так сказать", – говорит женщина.

После телефонного разговора Виктория ринулась в Мариуполь и принялась самостоятельно искать дочь. Она ходила с ее фотографией по вокзалу и показывала ее продавцам и прохожим. Одна из женщин узнала в девушке на снимке пропавшую дочь Виктории. Она рассказала, что видела, как девушка выходила из магазина, а затем к ней подъехали две машины и люди в масках затолкали ее в авто.

"Признание" в убийстве полковника СБУ

Позже пропавшую дочь Виктории показали по украинским каналам. Как вспоминает женщина, видео было черно-белым, а дочь "еле выговаривала то, что ее заставили выучить". На видео она призналась, что убила полковника СБУ Хараберюша, который погиб при взрыве авто в Мариуполе 31 марта 2017 года.

Мать девушки уверяет, что украинские силовики заставили ее сознаться в преступлении, которого она не совершала. По признании Виктории, ее дочь даже не знала убитого полковника.

Тем не менее на Украине жительницу ДНР объявили "террористкой" и признали виновной, приговорив к 12 годам лишения свободы. 

11 дней в подвале и несостоявшийся расстрел

Виктория рассказывает, что на протяжении почти двух недель ее дочь прятали в подвале. Из ее уголовного дела были "выкинуты" 11 дней. Родные говорят, что в это время девушка находилась в подвале и подвергалась жестоким пыткам.

"Они ее просто прятали. 11 дней были выкинуты. Они нигде не фиксируются ни в документах, когда уже был суд, нигде, потому что она была незаконно задержана", – рассказывает мать пленницы.

По словам матери, в какой-то момент украинские силовики готовились расстрелять ее дочь: обмотали черной пленкой и поставили перед ямой.  

"В 11 дней, когда ее не было, ее вели на расстрел. Ее обмотали черной пленкой, вытащили из аэропорта в Мариуполе, где ее пытали, хотели расстрелять, уже стреляли. А потом пришел один и сказал: "Все. Стоп! Дебильная мама подняла шум – мы меняем план". Ей сказали, что ты будешь учить текст, как убила Хараберюша", – рассказала Виктория.

"Расстрельная" яма с телами

Вспоминая о несостоявшемся расстреле, девушка рассказывала матери, что в яме находились мешки, подобные тому, в котором ее вели на расстрел. Виктория предполагает, что там находились тела других убитых. 

"Ее подвели к яме в этом мешке, и когда начали стрелять, она упала на что-то подобное этим мешкам. Я думаю, там уже были тела, она просто этого не видела", – рассказывает мать пленницы. 

Заключение в СИЗО и первая долгожданная встреча

Местонахождение девушки еще продолжительное время оставалось неизвестным. Мать подключила все возможные международные организации, в том числе Красный Крест, но никто не мог ее найти. Через некоторое дочь Виктория все-таки нашла в киевском СИЗО СБУ. Однако ни адвоката, ни мать, как рассказывает Виктория, к девушке не допустили. По словам матери, силовики даже не давали передать ей вещи. Мать оббивала пороги СБУ, чтобы добиться встречи с дочерью. В очередной раз, когда она пыталась передать задержанной дочери вещи, у матери случился гипертонический криз прямо на ступеньках СБУ, рассказывает Виктория. 

После того как в дело вмешалась омбудсмен, дочь все же смогла позвонить матери из СИЗО. 

"Ей дали сделать звонок три минуты. Она сказала, что она находится в Киеве. Я слышала по ее голосу, мне было достаточно того, что я слышала", – рассказала Виктория. 

Через некоторое время мать добилась, чтобы ее пустили в СИЗО. Вещи женщине удалось передать, но встретиться с дочерью ей так и не дали. Тогда, как рассказывает Виктория, она попросила показать освидетельствование Юлии на момент ее доставления в СИЗО.

"Они были не подготовлены, что я приеду. Мне вынесли тот акт, который был, в котором было написано, что у нее на теле были большие гематомы. А на тот момент прошло уже больше двух недель, как она ушла из дома", – рассказала жительница ДНР. 

По словам женщины, начальник СИЗО пытался ее убедить, что ее дочь получила гематомы еще в Донецке, якобы поругавшись с супругом. Однако к тому моменту она не жила с мужем уже больше двух лет, говорит Виктория.

"Это же какие гематомы должны быть, что прошло две недели, а у нее черные гематомы – вся нога, спина", – задается вопросом мать. 

Впервые женщине дали встретиться с дочерью только в феврале. По словам Виктории, при встрече присутствовали двое людей с автоматами, а ее дочь была закована в наручники. К тому моменту, как мать и дочь наконец-то встретились, от плененной девушки осталась "ровно половина", вспоминает мать. 

Пытки и насилие

В плену, как рассказывает Виктория Писаренко, ее дочь жестоко избивали ногами и подвергали групповому изнасилованию. Побывав в украинском плену, девушка лишилась части зубов. Кроме того, из-за многочисленных повреждений произошел разрыв одной ушной перепонки и появилась трещина в другой. 

Помимо физических увечий, девушка получила психологическую травму.

Приговор

Плененная СБУ жительница Донбасса в конечном итоге была приговорена за убийство полковника к 12 годам лишения свободы. Однако в 2019 году между Россией и Украиной состоялся обмен заключенными, в число которых вошла и дочь Виктории. 

Отметим, что в Telegram есть отдельный канал под названием "Трибунал", который фиксирует преступления украинских националистов. Там, в частности, приводится информация о бойцах батальонов "Азов" и "Айдар" (запрещены в России).

Расстрел, пытки и насилие: мать пленницы рассказала о зверствах СБУ