Version: 0.1.0

Что украинцы пытались скрыть за погромом в чернобыльской лаборатории

При бегстве из лаборатории украинские, а может, и не только украинские специалисты вынесли почти все.

Лаборатория по изучению радиоактивных материалов – это место внутри зоны отчуждения едва ли не опаснее самой Чернобыльской атомной станции. Но если на ЧАЭС полный порядок – в лаборатории полнейший разгром. Как лаборатория выглядит сейчас – увидел корреспондент "Известий" Леонид Китрарь.

Видно, что при бегстве из лаборатории украинские, а может, и не только украинские специалисты вынесли почти все. Разбросаны пустые колбы, нет реактивов. Остались только некоторые документы. Например, порядок работы с электронными базами центральной лаборатории 2-го класса.

Еще недавно все стеклянные емкости были полными. Сейчас в них пусто, но лабораторное оборудование стоимостью в сотни тысяч долларов на месте. И на каждом аппарате наклейка с флагами ЕС, Британии или США.  На официальном сайте написано так:

"Многие международные организации (ЕК, МАГАТЭ, ОБСЕ, НАТО и т.д.) используют зону отчуждения как полигон для проведения учений и тренингов специалистов".

Если контроль со стороны экспертов МАГАТЭ понятен, то присутствие специалистов НАТО – организации сугубо военной – выглядит как минимум странно. Чем они занимались – также неизвестно. Отчеты Альянса исчезли бесследно.

Еще один маленький штрих о работе этой лаборатории. Казалось бы, за компьютерами были обнаружены простые клавиатуры. Но на одной из них русские буквы есть, а на другой – нет. Только английские. И рядом с такими клавиатурами нет системных блоков. А если есть, то нет жестких дисков.

"Что бросается в глаза, что вся техника, в том числе оргтехника дорогая, на месте. Бытовая техника на месте. Единственное, что обращает внимание – вскрыты блоки", – рассказывает военный.

Повсюду множество бумаг. На одном из столов осталась наклейка с фразой, когда-то висевшей над входом в Освенцим, "Труд освобождает". Но отчеты о работе иностранцев как будто испарились.

Одно из главных свидетельств того, что украинцы сами забирали отсюда все, что только возможно, и спешно уходили – это сейфы в кабинетах. В них до сих пор остались ключи. То есть люди сами открывали сейф, все оттуда забирали и уходили, бросив и сейф, и ключи. Забирали только то, что содержало информацию. Все остальное – бросили. 

В этой лаборатории велись работы с радиоактивными материалами. На территории были найдены контейнеры, купленные при помощи ЕС. Но самое интересное, что украинские специалисты здание лаборатории-то покинули, а вот материалы забрать забыли. При замерах радиоактивного фона с помощью дозиметра видно, как растут цифры. В соседнем помещении фон еще выше. Опасные материалы лежат в коридоре. Без всякой защиты.

В подвальном помещении хранятся радиоактивные пробы. Там же лежат целые ящики с разными пузырьками. Если поднести к ним дозиметр, цифры начинают расти. Максимальная цифра на дозиметре почти достигла девяти миллирентген в час – превышение нормы в 500 раз. Для сравнения, примерно такие же показатели специалисты войск РХБЗ фиксировали в 50-ти метрах от разрушенного четвертого энергоблока Чернобыльской станции. И все это брошено на произвол судьбы.

Кто бы ни навел здесь этот погром, он очень хотел, чтобы никто об этом не узнал. Серверная стойка, куда стекались все данные видеонаблюдении, опустошена.

Чем занимались натовские специалисты вместе с украинцами в этой лаборатории теперь может объяснить только Пентагон. Все данные тщательно уничтожены или пропали. Впрочем, судя по тому, что американцы говорят о своих биолабораториях, ответа можно и не дождаться.

Что украинцы пытались скрыть за погромом в чернобыльской лаборатории