Нацисты заминировали подступы к морскому порту в Мариуполе
Еще одна ключевая точка на карте боевых действий - Мариуполь. Именно там в промышленной зоне сейчас прячутся лидеры Азова. И вполне вероятно, вместе с ними кто-то еще очень важный, кого Киев пытается спасти любой ценой. Не зря едва ли не каждый день украинские силы пытаются провести спецоперации по эвакуации. На прошлой неделе туда отправили вертолеты, которые были сбиты, на этой решили зайти со стороны моря. В мариупольский порт пытался пробиться украинский сухогруз "Валетта", который ходит под мальтийским флагом. Его перехватили корабли ВМФ России, которым пришлось открыть огонь. Только после этого судно легло в дрейф и выполнило все требования наших военных. По последним данным, сейчас в Мариуполе в так называемой промышленной зоне продолжают оказывать сопротивление около трех тысяч боевиков.
Морпорт встречает нас рыком ранка. Литера "Z" на броне дает возможность выдохнуть - это «свой». Но противник в любой момент может пойти на прорыв.
— Они там хорошо сидят, в зданиях. В гаражах танчики. То есть гараж открылся, он стрельнул, хлоп и гараж закрылся. Не можем, тяжело их найти.
Его позывной "Гном". Задача - наблюдение за позициями "Азова". Отсюда метров семьсот. На наших глазах идет эвакуация экипажей застрявших в порту кораблей.
— Давайте первые пять человек попробуем, посмотрим сколько вещей поместится.
Операцию курируют российские военные, прикрывают донецкие бойцы.
— Мы поднялись на борт судна, которое называется Азов-Конкорд. Его владельцы из…
— Из Турции.
— Вы давно здесь находитесь?
— С самого начала, с 21-го февраля, 24-го началось.
Вот эти моряки натерпелись больше других. Мало того, что в ходе боев за причал, в судно было четыре попадания, так еще и головорезы "Азова" издевались.
"Узнали, что здесь экипаж крымский, севастопольские – сказали: «Готовьтесь, щас на завод вывезем, на гору привяжем, пусть вас ваши же и бомбят", — рассказал боцман Александр Лейман.
Их заставили лечь на палубу и держали в страхе три часа. Грабили каюты. Забрали деньги, технику, разбили навигационную аппаратуру в рубке и ушли.
— Я думала нас убьют, я уже была готова на это. Даже не думала, что нас живыми оставят. Ой, можно я пойду?..
Выбраться из порта морем невозможно. Фарватер азовцы перегородили тральщиком и двумя плавкранами взорвали на входе, а подступы заминировали.
— Вот мы подошли максимально близко. К краю пирса. Мину отлично видно. Это старая морская мина. Цепная. Она на якоре, на цепи. В этом месте установлена, перегораживает фарватер. Она не одна, таких много. И это большая проблема (…) это украинский корабль "Смарта" и сейчас происходит эвакуация экипажа.
Экипаж разговаривать отказывается. Капитан бегает от камер, роняя неловкие фразы на английском. О том, например, как любит украинский.
А вот русским владеет отлично, но боится говорить. И это понятно. Хочет вернуться домой, а там ждет разговор с СБУ.
— Я не хочу, нам запрещено, ну как вы не понимаете!
Мы понимаем. Хорошо, что эти люди вообще согласились принять помощь россиян. И выйти из опасной зоны вместе с остальными.
— Вот такой подобрали бронированный автобус небольшой. Минивэн, наверное, правильно сказать. Гремит вокруг порта до сих пор. Бои идут. Вот слышно разрывы эти. Только-только эту территорию отбили и сразу же организовали эвакуацию экипажей судов.
Снаряды рвутся в прямой видимости, бой идет за прилегающий частный сектор. На соседних улицах донецкие штурмовые группы. По ним густо кладет артиллерия противника. Тут же полетит ответка.
"Я думаю максимум еще может неделя и порт мы зачистим", — заявил боец народной милиции ДНР с позывным "Снег".
У дальнего пирса стоит полузатонувшее судно. Единственное, по которому прицельно били донецкие минометчики. Это корабль управления ВСУ.
— Выходили с ними на связь, они сказали, что ночью когда был пожар, они ушли.
— "Леди агуста". Она еще дальше стоит.
Не ко всем причалам еще можно подобраться. В порту около десятка судов. Но и первая эвакуация проходит успешно. Больше пятидесяти человек из четырех стран.