Version: 0.1.0

Покинувшая "Азовсталь" семья рассказала о встречах с "азовцами"*

Покинувшая "Азовсталь" семья мирных жителей рассказала о встречах с "азовцами"*

Семейная пара с ребенком, которая находилась на заводе "Азовсталь" в Мариуполе и покинула его, рассказала корреспонденту "Известий" Александру Сафиулину о том, как они сидели в бункере и как общались с членами формирования "Азов" (запрещен в РФ).

Михаил Савин проработал на заводе "Азовсталь" около 20 лет – мастером, а его жена Наталья Савина – около 15 лет переводчиком. Решили укрыться на заводе, когда обстрелы стали приближаться к их жилому комплексу, расположенному у "Азовстали". Семья посчитала, что в городе находиться опасно – прилетело в соседний дом. В итоге они просидели в бункере на заводе с 8 марта по 28 апреля.

По рассказу Михаила, когда семья прибыла на завод, он уже не работал – был остановлен. На тот момент там уже были военные ВСУ, "но особо их видно не было".

"Мы смотрели за оборудованием и укрывались, – рассказал Савин. 8-го числа [марта] выдвинулась колонна из нашего цеха во главе с нашим начальником, который остался один из всего руководства комбината в сторону Запорожья. На выезде из города их обстреляли. Половина людей вернулась к нам, а половина осталась в городе в "Красном Кресте". На следующий день выехала в Запорожье". 

По рассказу Михаила, к 8 марта в их бункере на заводе остались 75 человек. Бункер должен быть в каждом цеху – то есть в районе 35.

"Вода, еда – все у нас было. Генератор у нас был, нас обеспечил начальник цеха. Генератором дизельным для электричества. Готовили еду. Еда была в столовой", – рассказал Савин.

По его словам, участники формирования "Азов" появились 10 марта. Их было человек пять, приехали на маленьком фургоне. Они сказали мирным жителям, что тем придется просидеть в бункере две недели.

"24 марта к нам пришли "азовцы" опять. Пришли, предложили эвакуироваться пешком в сторону центральных проходных…У нас старики, которые передвигаются с палочками – они могут только на машинах ездить", – сказал Михаил.

При этом также в бункере был 4-месячный младенец. Идти людям пришлось бы около 7 километров. 

"Я полагаю, что бункер их интересовал с самого начала, – сказала Наталья. – Я немного уточню – как я вспоминаю, они уже в первые дни к нам заявились. Это всегда были группки по три-пять человек, не больше  – до последних дней. Они живой интерес проявили к бункеру – потому что, во-первых, они увидели, что у нас есть генератор, есть электричество, есть условия. Он достаточно большой, комфортный. А мы там, мирные, сидим и занимаем".

По ее словам, "азовцы" начинали разговоры издалека, пока отвечали на вопросы людей о том, что сейчас происходит с городами их родных.

"Отвечали они нам всегда уклончиво, обрывочно и противоречиво… Кто внимательно слушал, было видно, что несостыковочек много", – поделилась Савина.

Наталья предположила, что "азовцы" обманывали людей, чтобы их удержать на заводе. По ее словам, мирные люди никому не доверяли, а также боялись ВСУ – потому что помнят события 2014-2015 годов, когда были зверства и преступления против мирных жителей. Тогда были факты изнасилований девушек, избиений, гибели людей. У ее знакомой был случай, когда 18-летнюю девушку "схватили за руку" на улице во время прогулки с подругой. Поэтому, по рассказу Савиной, не было особо приятно находиться рядом с украинскими военными на заводе.

"Тем более, что проходила информация еще до того, как пропала связь 2 марта, что там военные и они могут попытаться использовать нас как прикрытие. Такая информация была. Но то, что началось на левом берегу в последующие дни, в такой ужас привело людей, что люди, не разбирая дороги, бросились", – сказала Наталья.

В итоге "азовцы" заняли на заводе бункер, идентичный тому, в котором была семья Савиных.

"Там тоже укрывались люди, тоже работники "Азовстали". Там было больше мужчин… Тех людей эвакуировали, причем сделали это настолько быстро, что, когда по предложению военных туда пришли люди за пищей, оказалось, что кофе еще дымился", – сказала Наталья.

Как она уточнила, "азовцы" сказали, что этот бункер им нужен под госпиталь. 

"Когда они ["Азов"] приходили к нам, паники у них вообще не было никакой. Они вышколены, они держатся очень уверенно. Если у них есть какие-то мысли иные, они нам их не показывают вообще ни в малейшей степени", – сказала Наталья.

Михил уточнил, что "азовцы" приходили раз в три-четыре дня, потом пропали недели на полторы.

Супруги рассказали, что "азовцы" приносили сводки о событиях, "написанные в кичливой, довольно эмоциональной" форме. По словам Натальи, людей держали в страхе, говоря, что нет гарантий безопасной эвакуации. Мирным людям было страшно, они слышали прилеты "Градов", научились различать обстрелы. По словам Натальи, был случай, когда военные ВСУ ударили рядом с ними, а потом сказала, что не знали о мирных людях здесь.

Михаил в одном цеху нашел радио, настроил его и услышал о том, что есть коридор. Тогда пара с ребенком решилась выйти из бункера и покинуть завод.

Спецоперация России на Украине

Напомним, 17 февраля Донецкая и Луганская народные республики заявили об обострении ситуации. В республиках объявили эвакуацию мирных жителей.

21 февраля лидеры донбасских республик обратились к российскому лидеру Владимиру Путину с просьбой признать независимость ДНР и ЛНР. Глава государства провел заседание Совбеза, после чего подписал два указа о признании республик. Также были подписаны договоры о дружбе и сотрудничестве с независимыми Донецкой и Луганской народными республиками. Госдума и Совфед ратифицировали данные соглашения.

23 февраля главы ДНР и ЛНР обратились к президенту России Владимиру Путину с просьбой помочь отразить агрессию Украины для недопущения гуманитарной катастрофы и жертв среди гражданских. 24 февраля российский лидер обратился к нации и объявил о начале спецоперации на Украине по защите Донбасса.

Покинувшая "Азовсталь" семья рассказала о встречах с "азовцами"*