Боевики с "Азовстали" лишали солдат ВСУ еды
В Мариуполе завершилась операция по выходу с территории "Азовстали" всех украинских боевиков. Одним из первых на бывшем укрепрайоне неонацистов после его освобождения побывал Роман Польшаков.
Танкисты Народной милиции ДНР с позывными Старик и Оккупант показывают, по каким позициям на "Азовстали" они работали…
– Туда работали, там сидели.
Сейчас им не верится, что весь завод освобожден от националистов. И что можно вот так просто зайти на территорию "Азовстали" через дыру в заборе, которую сами же пробили неделю назад. Их не пугают даже возможные мины.
Аккуратно, по камням, затем – след в след. Встречают танк противника. Мобилизованные повесили на него российский флаг. Танкисты хорошо помнят, как он выезжал из-за домов рядом. Говорят, не подбит, на ходу. Но заводить его пока опасно.
– Видишь, позиция была снайпера.
Сейчас взрывается то сзади, то спереди, проходит разминирование. Что сказать по "Азовстали" – огромная территория, цеха, подземные ходы, и если учитывать бункеры, то там фактически еще один такой же завод.
И где прятались эти националисты, которые сложили оружие, становится ясно. Вот она, последняя партия сдавших оружие боевиков. Самые прожженные азовцы и их командиры. Этот – Волына. Командир 36-й бригады ВСУ. И он, в отличие от Киева, который называет сдачу в плен эвакуацией и спасением, сейчас говорит правду.
– Они выходят?
– Да.
– Вы все выходите?
– Да.
– Иностранцы есть на территории завода?
– Ну, вообще были.
Все выглядят здоровыми, наевшимися, опрятными, с собой у них консервы и вода. Еда, которую они не давали другим боевикам из ВСУ.
У одного набит знак дивизии СС "Мертвая голова". Боевика с таким же патчем выкладывал в соцсетях Зеленский прямо 9 мая, но потом внезапно эту фотографию удалили.
– Рукав подними.
Тут же портрет осужденного и покончившего с собой в камере СИЗО националиста Тесака. У других – портреты Гитлера, Бандеры, молнии СС, руны, фашистские кресты, неонацистские знаки. Все это у каждого второго набито на теле. В том числе цитаты из экстремистской литературы. Процедуру фильтрации это облегчает.
– С какого ты города?
– Мариуполь.
А здесь, на коленях, лозунг азовцев "Всех убить, все отнять". По словам местных, они ему полностью соответствуют.
Их блокировали на заводе, и они выбрали жизнь. Приказ президента не штурмовать, сохранить жизни бойцов и вынудить противника сдаться выполнен. Операция уникальная. Пять дней националисты выходили из подземелий, в итоге вышли все 2439 боевиков.
– Они поняли, что ждать чего-то бесполезно и у них остается два выхода: остаться в этих подземельях в виде скелетов или выходить наружу и сдаваться. Они приняли последнее решение – идти сдаваться.
Их права, как и раньше, будут соблюдаться российской стороной в соответствии со всеми международными конвенциями. А вот они сами оставили после себя на заводе сюрпризы для союзных сил. На то, чтобы разминировать территорию "Азовстали", уйдет не один день. Саперы уже начали работать по секторам.
С моста, на котором были, спускаемся вниз к железнодорожным путям.
– Сюда вот попала бомба, здесь тоже пути разрушены.
Последний оплот националистов пал. И свой вклад в полную денацификацию Мариуполя внесли все, кто принимали участие в спецоперации. Но их работа не заканчивается – они уезжают освобождать другие территории.