Version: 0.1.0

Кино должно воспитывать: последнее интервью Пускепалиса "Известиям"

Актер Пускепалис в последнем интервью "Известиям" рассказал, что кино должно воспитывать в зрителях

Государству нужно двигаться в сторону кинематографа, которое вызывает правильные чувства и уважительное, правдивое отношение зрителя к своей стране и истории. Об этом и не только рассказывал актер Сергей Пускепалис в последнем интервью "Известиям", которое он дал в августе 2022 года.

Качественное кино в России возможно

"Правительству нужно двигаться к качественному кинематографу, который вызывает правильные чувства о твоей стране, к истории, уважительное, правдивое отношение зрителя. Но не с моментом издевательства и отрицания своего прошлого, а внимательным разбором его частей, составляющих нашу основу нашей жизни", – пояснил актер в беседе с "Известиями".

По его мнению, это качественное и правдивое кино не должно быть пошлым, вульгарным и направленным только на прибыль. Как подчеркнул артист, кинематограф должен все-таки направлять на создание гражданина, общества, государства. При этом он отметил, что российское кино может составлять конкуренцию голливудскому.

"Вообще Голливуд делали наши братья из Рыбинска – Джо и Николас Шенки. Так что тут у нас конкуренция вполне возможна. Хотя там очень серьезно относятся к кино, потому что оно формирует действительность и реальность. Во многом-то именно Голливуд создал Америку. У нас как-то более легкомысленно относятся к вопросам кинематографа, все на самооткуп. Мне кажется, надо это жестко регулировать государством и работать с продюсерами, понимать, что кино формирует общественность. Ведь Ленин не даром говорил, что важнейшими из искусств являются кино и цирк. Поэтому надо внимательно смотреть за теми процессами, которые происходят в кинематографе. И государству нужно это делать в первую очередь", – подчеркнул Сергей Пускепалис.

Советское и кооперативное кино

Вместе с тем, актер отметил, что в 1990-х годах кинематограф сильно изменился, на смену советским картинам пришли кооперативные.

"Помните, все эти ужасные сюжеты. Сейчас к ним уже можно относиться с ностальгией, все эти "Где находится нофелет?", "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" и так далее. Все это называется кооперативным кино. Оно пришло на смену тому великому советскому кинематографу, который исследовал душу человека, события, возникающие вокруг нас. Да, это было очень цензурировано, но в этой цензуре выживали лучшие. И в результате нам доставались фильмы, на которых мы строили свое общество и свою личность, свою биографию", – объяснил режиссер.

При этом он добавил, что пришедшее на смену кооперативное кино якобы было направлено только на получение прибыли.

"Естественно, были показаны какие-то обнаженные места, какие-то очень неглубокие сюжеты, и подумали, что могут заработать деньги, но нет – наш зритель не таков. Даже это кооперативное кино провалилось, потому что все-таки у нас зритель другой, и народ наш чувствует, отделяет фальшь от правды", – подчеркнул Пускепалис.

Он также добавил, что теперь кинематограф идет к прекрасному, светлому будущему.

Хоррор или фантастический реализм

Помимо этого, Сергей Пускепалис рассказал о своем отношении к такому жанру кино, как хоррор. Согласно статистике, зрители, выбирая какое кино посмотреть, стали чаще всего выбирать именно этот жанр. Однако актер с этим мнением категорически не согласился.

"Мне кажется, что это какая-то ошибочная статистика. Не всегда хорроры собирают деньги, хотя людей всегда бередит таинственное, что-то незнакомое, зловещее, вызывающее у них какой-то страх, какие-то мистические сюжеты. Всегда так было. Вспомните свое пионерское детство, когда в лагере рассказывали, что в черной-черной комнате был черный-черный человек. Это всегда вызывало интерес, до утра все слушали внимательно, а другие истории уже и не срабатывали. Но, опять же, я не разделяю мнение, что люди больше любят хоррор", – подчеркнул режиссер.

При этом он пояснил, что для него самого хорроры – это вообще история очень жанровая, для особых людей.

"Меня это вообще в жизни никогда не прельщало. У меня после этого только нервная система не в порядке. Я не поклонник этого кино", – рассказал он.

При этом Пускепалис обратил внимание на то, что многие ошибочно называют Пушкина и Гоголя одними из основоположников хоррора.

"Это называется фантастический реализм. Этот жанр открыл Пушкин в своем "Гробовщике", а потом перенял Гоголь в своих "Вечерах на хуторе близ Диканьки", после Алексей Толстой про всех вампиров. То есть тут целая плеяда произведений в жанре фантастического реализма. Пусть это называют этим неправильным словом хоррор. Для меня это фантастический реализм, который наоборот позволяет по-другому взглянуть на действительность, потому что она действительно соткана из метафизики какой-то", – объяснил актер.

При этом он отметил, что больше предпочитает такой жанр, как реализм, который может быть и психологическим, и фантастическим, и поэтическим, но всегда будет оставаться реализмом.

Лихо закрученный сюжет

Отвечая на вопрос о том, необходим ли зрителю лихо закрученный сюжет в кино, Пускепалис отметил, что нужен и не только в фильмах.

"Потому что, если я буду общаться и не закручивать лихо сюжет, то мой собеседник на второй минуте заснет. Я его не буду интересовать как собеседник или повествователь. Конечно, лихо закрученный сюжет всегда нужен. У Пушкина, посмотрите, всегда лихо закручен сюжет. У него нет ни одного произведения, где бы была какая-то сюжетная анемия. Все очень здорово заверчено. Другое дело, что там галерея характеров, персонажей, людей, которые населяют этот сюжет. В этом и есть вопрос. Диалоги, мотивации – вот на это надо обращать внимание", – сказал режиссер.

Последние работы в кино

Помимо этого, Пускепалис рассказал "Известиям" о своих последних работах в кино и театре.

"Мы снимались в продолжении сериала "Шифр", вот в такой эпопее художественной. Наша большая группа из театра Волкова закончила сейчас сниматься у Артема Темникова в фильме "Мертвые птицы". Это такая история про детскую психиатрию", – отметил он.

Артист также напомнил про премьеру военного фильма "Крылья над Берлином" режиссера Константина Буслова, а также про открытие Московского международного кинофестиваля картиной "Сердце пармы".

Трагическая гибель актера Сергея Пускепалиса

Заслуженного артиста России, режиссера Сергея Пускепалиса не стало 20 сентября. Он трагически погиб в ДТП на трассе М-8 в Ярославской области. Актер вез гуманитарную помощь защищающим Донбасс военнослужащим. Согласно предварительным данным, микроавтобус Ford, где находился актер, попытался совершить маневр и обогнать фуру. При этом после столкновения иномарка выехала на встречную полосу движения. В результате происшествия также погиб водитель Ford, а водитель фуры находится в реанимации.

По факту смертельной аварии в Ярославской области возбуждено уголовное дело. Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким актера, а также коллективу Российского государственного академического театра драмы им. Федора Волкова, которым руководил Пускепалис.

Пускепалис: Надо идти к вызывающему правильные чувства к истории кино
Актер Пускепалис: Не всегда хорроры собирают деньги
Актер Пускепалис рассказал о своих последних работах в кино
В Сети появилось видео момента ДТП, в котором погиб актер Пускепалис