Вернувшиеся россияне рассказали, как им было в украинском плену
Утром 18 октября в подмосковном аэропорту Чкаловский приземлился самолет с россиянами, освобожденными из украинского плена. На родину вернулись 110 человек, среди которых – 38 военных и 72 моряка с гражданских судов. С февраля они были буквально заложниками киевского режима, некоторых пытали физически и морально. И вот сейчас, оказавшись дома, они первым делом захотели услышать родных и близких, которых не видели долгое время.
На аэродроме в Москве приземляется ИЛ-76 с нашими военнослужащими и российскими моряками, которые с начала спецоперации находились в украинском плену. Моряки с военного транспортника сходят неуверенно. Сразу видно: люди гражданские, оттого и непонятно, почему последние восемь месяцев СБУ держала их в плену. В заложниках оказались экипажи восьми российских кораблей.
"Не было объяснений, как обменный фонд держали. Сегодня уже как год я дома не был", – поделился моряк "Волго-Балта" Максим Бусыгин.
Судно Максима "Волго-Балт 225" пришвартовалось в порту Измаила в начале февраля. Экипажам запретили сходить на берег, они не могли купить продукты или воды, долгое время оставались без связи. В июле морякам удалось записать видеообращение с просьбой о помощи.
Однако возвращения смогли дождаться не все моряки. Один из них – член экипажа сухогруза "Омский-132", умер на Украине.
"Как сказали, у него внутренние органы отказали, когда в больницу привезли", – рассказал член экипажа российского сухогруза "Свирь" Алексей Кузьмин.
Еще один моряк, по словам очевидцев, лишился рассудка. Сложнее приходилось нашим военным. Говорят, истязали и физически, и морально.
"Несколько раз пытались на расстрел сводить, морально давили. Говорили: не выживешь", – поделился воспоминаниями российский рядовой Алексей Яшкин.
Обмен проходил в Запорожье, на разбитой от обстрелов дороге. Группы с белыми флагами разошлись в разные стороны. Уже на российской земле освобожденные впервые смогли позвонить близким и сказать, что все в порядке.
Интересно, что обмен планировался равным: 110 россиян на 110 украинцев. Но со стороны Киева, где в списке были только женщины-военнослужащие, две из них отказались возвращаться в Незалежную. Решили остаться в РФ. Из россиян, кто у вернулся из плена, с собой оказались небольшие записки с номерами близких тех, кто еще остается в плену.
"Мы пытаемся совместно с Министерством обороны выяснить, где находится каждый человек, о ком неизвестно, где он находится. В плену, может быть, на них возбуждено уголовное дело. Будем выстраивать защиту их прав", – заявила уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова.
Дальше освобожденные россияне отправятся на лечение или реабилитацию в зависимости от травм. После восстановления многие военнослужащие собираются вернуться в зону спецоперации.
"Планы – вернуться обратно, а еще сейчас бы сгущеночки", – сказал освобожденный российский военнослужащий Алексей Гришин.