В Госдуме предложили создать черный список недобросовестных УК
Сегодня начали рассмотрение закона, по которому будет создан черный список управляющих компаний. Сейчас закон не запрещает жилищнику, который, например, обманул одних жильцов, сменить вывеску и под новым названием прийти к другим.
Жилкомсервис в Нижнем Новгороде устраивает настоящее шоу, лишь бы не комментировать скандал с поддельными подписями. Жильцы этого дома удивились новым суммам в платежках.
"Они выросли в 30 раз, они стали 450, 500, 600 рублей", – рассказал Константин Колесников, старший по дому № 2 по улице Литературной.
И это только за общедомовые нужды. Оказалось, жильцы якобы сами голосовали за повышение. А еще согласились, чтобы долги неплательщиков раскидывали на всех, кто платит.
В некоторых домах в Петербурге абсолютно та же история. Внезапно появляются все новые пункты и суммы в квитанциях. Также неизвестно, чьи подписи в протоколах собраний.
"И когда мы увидели свои протоколы, мы увидели, что они фальшивые, что они не соответствуют нашим результатам голосований", – уточнила Наталья Егорушкина, житель дома № 33 по улице Танкиста Хрустицкого.
Компания должна ресурсоснабжающим организациям 800 миллионов рублей, и пока не расплатится, сменить ее жильцам нельзя. При этом жилкомсервис обслуживает дом плохо: в подъездах старые, древние окна, стены с осыпающейся штукатуркой и сами подъезды – грязные. Хотя висит график уборки лестничной клетки, по которому раз в неделю должна проводиться влажная уборка, но ни одной подписи в нем нет.
ЖКС давно уволила и дворников, и сантехников – всех. Жильцы уверены, деньги контора вывела и готовится к банкротству. Но самое любопытное: если в домах Петербурга или Новгорода избавятся от этих контор, их учредители могут зарегистрировать новую компанию и продолжить в том же духе. Закон пока позволяет. Но в Госдуме решили разобраться с жилкомсервисами-оборотнями, создав реестр недобросовестных фирм.
"Если мы за плохую работу дисквалифицируем с рынка управляющую компанию, то вместе с ней с рынка удаляются, если простым языком говорить, и ее владельцы, то есть учредители", – отметил Сергей Пахомов, председатель комитета ГД по строительству и ЖКХ.
Почему важно убрать всю цепочку, объясняют специалисты. Отстранять просто директора бесполезно.
"Де-факто управляющими конторами рулят, управляют их собственники, а не какой-то номинальный директор, который в кабинете сидит, поэтому если будет введена такая норма, с такими компаниями можно будет побороться", – дополнил Сергей Сохранов, замисполнительного директора НП "ЖКХ Контроль".
Запрет для собственников – лишь первый этап, надо учесть множество нюансов. Ведь бизнес можно на кого-то переписать, едва запахнет жареным. Жилконторы тоже хорошо знают закон.
"Они общаются с юристами, у них собственники будут другие, это понятно. Это техническая операция, и, к сожалению, никак это не поможет. Поможет только одно – если за подделку подписей просто пойдут посадки", – подытожил Алексей Цивилев, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга.
Возможно, в новом законопроекте о недобросовестных УК стоит уточнить и этот момент. Правоохранительные органы подтверждают: да, неоднократно возбуждались уголовные дела по поддельным протоколам, но также и закрывались. Привлечь кого-то к ответственности не удавалось по простой причине: так и не выяснили, кто именно в жилконторе расписывался "за того парня".