Бондиана по-норвежски: в Норвегии испугались церкви РПЦ возле базы ВМФ
В Норвегии разгорелся "шпионский" скандал из-за появления объектов РПЦ возле базы ВМФ
"Шпионский" скандал разгорелся в Норвегии, где встревожились появлением нескольких объектов Русской Православной Церкви, приобретенных в течение нескольких последних лет. Приверженцы теорий заговоров нашли связь между зданиями приходов РПЦ и базой военно-морского флота Норвегии, которая находится неподалеку. В разговоре с РЕН ТВ Николай Межевич, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований и профессор СПбГУ, назвал происходящее "бондианой" и объяснил, что за история происходит на самом деле.
Речь идет о церкви РПЦ в Бергене – крупнейшем городе Западной Норвегии, расположенном на берегу Северного моря. Здесь на побережье появилась церковь РПЦ, из которой, как указывают ряд иностранных СМИ, видно базу военно-морского флота, на которой расположены фрегатное оружие, подлодки и катера. Отмечается и ряд другой недвижимости местного отделения РПЦ, находящийся неподалеку от военных объектов. Однако, как отметил Николай Межевич, в ситуации с Норвегией, где бы ни появилась церковь, она будет располагаться рядом с каким-либо объектом ВС.
"Где ни решишь поставить церковь или разместить здание прихода, за исключением высокогорных районов скандинавский Альп, всюду будут находиться военные объекты", – подчеркнул Межевич.
Одной из причин паники вокруг церквей стало предположение западных стран о связи патриарха Московского и всея Руси Кирилла с некой военной разведывательной деятельностью. Причем в 14 статье первой главы Конституции РФ четко сказано, что Россия является светским государством, а все религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. По мнению профессора СПбГУ, неподкрепленные доводы, которыми пользуется ряд СМИ для нагнетания обстановки вокруг РПЦ, напрямую связаны с "культурой отмены" всего русского в странах коллективного Запада.
"Просто бондиана: проблема якобы работы православной церкви на какие-то военные разведывательные цели связана с деятельностью патриарха Кирилла и президента России Владимира Путина. Но все забывают упомянуть, что первые преследования православной церкви за якобы сотрудничество с РФ с целью военно-политической разведывательной деятельности относятся еще к Средним векам. Оценивать серьезно эти нападки нельзя, а вот как элемент кампании против России расценивать можно, так как это отрицание русской литературы, культуры, и церкви", – подчеркнул Межевич.
Профессор прокомментировал также и замечания о том, что Мурманскую епархию якобы возглавляет капитан второго ранга военно-морского флота России. Межевич акцентировал внимание на том, что не все простые читатели понимают, что совместить службу церковную со службой в военных структурах невозможно. Однако часто бывают случаи, когда офицеры, выйдя на пенсию, находят свой дальнейший путь в религии.
"Ни российский, ни европейский простой читатель не понимает, что это невозможно ни с точки зрения закона, ни с точки зрения церкви, ни с точки зрения главка Военно-морского флота России. Так не бывает. Бывает другое – когда офицер, закончивший службу, может стать священником. Далее начинаются определенные процедуры церковного характера. Но это не означает, что капитан второго ранга может быть митрополитом Митрофаном. Тут либо одно, либо другое", – объяснил Межевич.
Эксперт также подчеркнул, что в других странах есть множество подобных примеров, когда военные после службы получают церковный сан и начинают свой путь в религии. Такое, по словам Межевича, часто встречается в протестантской церкви, а также в северных странах и США.
Напомним, что ранее российский президент Владимир Путин назвал отмену русской культуры "полным бредом" и отметил, что Москва не планирует вести себя таким же образом. Президент РФ также выступил и против отмены украинской культуры. Он дополнил, что запрещать на территории РФ украинский язык, например, незаконно, так как он является одним из государственных в Крыму наравне с крымско-татарским и русским.