Ученые узнали, в чем заключается особенность российского мировоззрения
На круглом столе ЭИСИ рассказали, как российское мировоззрение отличается от европейского и азиатского
Российское мировоззрение значительно отличается от западного и восточного. К такому выводу пришли участники научно-просветительской конференции по проблемам мировоззрения и общественных наук "ДНК России".
Как рассказал руководитель проекта, доктор политических наук, профессор МГУ Андрей Полосин, ученые определили, что такое совесть с точки зрения идей, которые могут быть реализованы. Как объяснил ученый в рамках круглого стола ЭИСИ, понятие мировоззрения особенно ярко проявляется, в частности, в контексте предназначения человека и его целей, где совесть играет немало важную роль.
"Функция человека – совесть – означает, что он сам осознает, где и как он поступает не в соответствии с теми принципами, которые сам же исповедует. Семья – основная идея в данном случае может быть сформулирована так: необходимо научить молодого человека относиться к совершаемым им действиям в соответствии с теми принципами, которых придерживается данное микросообщество", – отметил ученый.
При этом он добавил, что участники конференции пробовали отыскать идентичность российского мировоззрения с европейскими и азиатскими культурами.
"Для нас не подходит по очень многим параметрам ни одна, ни другая. Зато с точки зрения самоопределения возникли собственные системы. Самая простая, которую я сейчас на память могу воспроизвести, это история, связанная с тем, для кого живет человек. Для европейской модели, англосаксонских и так далее. Это довольно сложная конфигурация, но распространяемая активно в текущий момент модель подразумевает активное действие человека в интересах себя", – добавил Андрей Полосин.
При этом восточная культура, по его словам, предполагает действия человека в отношении принятого, признанного, включенного коллектива. В России же цели человека являются иными.
"Действия для других перекликаются с периодом социализма в российской державности. Для нас оказалась третья позиция – для другого", – считает ученый.
Он пояснил, что жизнь "для другого" является ведущим основанием для культурных кодов, которые имеют на территории России.