Version: 0.1.0

Выход нового "Аватара" может положить конец профессии актера

Игру актеров смогут заменить компьютерными технологиями с использованием самообучающихся нейросетей.

Бывают ситуации, которые совершенно точно нельзя никоим образом предсказать, и которые могут завершиться настоящей катастрофой.   С одной из них на этой неделе столкнулся экипаж МКС, к счастью, без трагических последствий. Практически перед самым выходом в открытый космос наших космонавтов сработала сигнализация, оповещающая о падении давления в системе охлаждения корабля "Союз МС-22". Выход тут же отменили, а экипаж с помощью наружных бортовых камер подтвердил утечку охлаждающей жидкости.

По предварительным данным, причиной стало попадание микрометеорита. Столь разрушительная мощь маленького объекта объясняется просто. Камешек весом всего несколько граммов летит со скоростью 11 километров в секунду. Вычислить его практически невозможно. При этом, по подсчетам ученых, ежегодно в верхние слои атмосферы попадает до 60 тонн подобной космической пыли. И это реальная непредсказуемая угроза любому орбитальному аппарату. Что касается "Союза", то утечку удалось остановить, температура внутри корабля не поднялась выше критических отметок. Но план на случай более серьезных последствий все-таки был разработан. Так началось обсуждение возможности досрочного запуска другого "Союза", который мог бы заменить поврежденный корабль.

Это космическое ЧП уже заставило сценаристов задуматься над сюжетом нового фантастического триллера. Благо технологии давно позволяют снимать подобные фильмы без малейшего риска для артистов и группы. Более того, похоже, совсем скоро кино тоже совершит технологический рывок, после которого может исчезнуть сама профессия артиста. Корреспондент "Известий" Николай Никулин – о втором пришествии "Аватара", способного превратиться в апокалипсис для киноискусства.

Детально прорисованный мир, компьютерные персонажи, а еще сложнейшие подводные съемки. Премьера нового блокбастера Джеймса Кэмерона прошла в Нью-Йорке, Лондоне, Берлине... Ажиотаж – неслыханный. И вот первые отзывы, снятые специально для "Известий".

— Это был великолепный фильм, фантастический. Отличный, впечатляющий цвет. Очень эмоционально.

— Это было безумно. Я впервые вижу, когда все сделано на компьютерной графике. Это очень впечатляет.

И хотя со времени выхода первой части прошло 13 лет, мы не забыли невероятные пейзажи планеты Пандора. "Цифровые технологии" сделали живыми и придуманных персонажей, и мир, которого никогда не было.

"Он на пути того, чтобы его посмотрели как минимум половина человечества. Кино всегда было искусством синтетическим, включающим в себя много жанров", — отметил режиссер Юрий Кара.

В фильме "Аватар: Путь воды" пространственные изменения. Поэтому на экране не только удивительные леса, но и коралловые рифы подводного мира, 3D-съемкам которого Джеймс Кэмерон уделил особое внимание.

Персонажи сверхреалистичны. Технологически это уже новый уровень. Кэмерон открыл свой ящик Пандоры. Нейросети против актеров. Искусственный интеллект захватывает киноиндустрию.

"Наверное, настоящую актерскую игру в какой-то степени можно заменить компьютерными технологиями, в частности, вот использованием самообучающихся нейросетей", — полагает Егор Кончаловский.

Мощная трансформация целой отрасли. Технологическая революция, кажется, вот-вот навсегда изменит важнейшее из искусств. И дело не просто в "цифровизации" кино – этот процесс начался не вчера. Но вот культура отмены актеров как тотального тренда –  уже нечто новое.

"Когда смотришь современные сериалы про будущее, немного страшно становится, неужели это так близко к нам, что это все возможно", — отметила актриса Валерия Ланская.

"Это мой страшный сон, я уже давно думаю, еще со времен "Кто подставил кролика Роджера", я боюсь, что мультяшки нас заменят. Ну что ж, заменят и заменят, уйду к ним в гримёры", — признался актер Сергей Чирков.

Нейросети научились захватывать движение лицевых мышц. Эти данные используют для создания цифровых персонажей. Такие копии помогают воссоздать героя в разные периоды его жизни. В общем, оригинал уже и не нужен.

Технологии будущего могут освободить актеров от работы. Зачем полагаться на чьё-то настроение, характер, если достаточно просто создать графическую копию и заставить ее делать все, что душе угодно.

И вот в  России  выходит первый в мире дипфейк-сериал, где Джейсон Стейтем ходит за грибами, а к нему в деревню приезжают Киану Ривз и Марго Робби.

Виктор Лакисов, студия которого много лет занимается персонажной анимацией, имеет большой опыт сотрудничества с голливудскими проектами –  они работали над созданием "Лавки чудес" с участием Дастина Хоффмана и Натали Портман. Виктор рассказывает, что самое сложное, например, это заставить цифрового человека моргать: необходимо в деталях передать движения век, бровей, сокращение мышц.

"Был фильм по Лукьяненко "Черновик". Там актер по сюжету… вдруг его лицо становилось прозрачным. Чтобы это воссоздать, нам нужно было его снять, заменить и сделать метаморфозы", — рассказал Лакисов.

Цифровые персонажи создаются наравне с цифровым звуком. Вскоре, полагает Валерий Довбня, чья студия занимается разработкой искусственного интеллекта, можно будет добавлять голоса актеров любому персонажу.

"Основные методы тренировки нейросетей позволяют сделать нейроголос. И ты – простой потребитель – не сможешь отличить его от речи, сделанной в студии. У тебя есть датасет, есть натренированная сеть, и она может говорить голосом Брэда Питта или Хабенского", — отметил он.

"Когда снимался в "Шпионском мосту", плотно общался с Томом Хэнксом. Так он и рассказывал: "Майкл, я тебе сейчас расскажу, как меня сканировали для мультфильма". Часов 6  мучили, гоняли и в хвост и в гриву. Я там и плакал, и смеялся, и истерил. Но теперь без меня озвучивают. Просто они сканировали меня, мой голос, и теперь этим пользуются", — поделился актер Михаил Горевой.

Так что тотальная цифровизация сейчас – это уже не про эффекты и дополненную реальность, как прежде. Когда технологии помогали создавать то, что невозможно снять.

"Вот "Властелин колец" если берем –  где-то это графика, понятно, потому что нельзя так заскочить на слона по хоботу, как эльфы заскакивали", — обратил внимание актер Иван Охлобыстин.

Эльфы и драконы, динозавры и пришельцы, похоже, вчерашний день.  На смену приходят цифровые двойники актеров. И будут ли нужны они – настоящие?

"Компьютерные технологии не заменят человеческие эмоции, настоящие импровизации наших самых лучших артистов и кино – нечто такое, что рождается только здесь и сейчас", — считает актриса Елизавета Арзамасова.

Однако прогресс не остановить. "Аватар-2" – лишь только начало. Кино, в котором полностью цифровые персонажи заменят актеров, не за горами. И, судя по зрительским ожиданиям, зарабатывать оно будет хорошо. А производиться быстрее. Так что экономическая выгода очевидна. Ничего личного – только бизнес.

Выход нового "Аватара" может положить конец профессии актера