Как рождались легендарные произведения композитора Эдуарда Артемьева
Михалков назвал Артемьева гениальным русским композитором
29 декабря ушел из жизни композитор, мелодии которого звучали в душах миллионов. Неутомимый экспериментатор Эдуард Артемьев стал одним из первопроходцев и корифеев отечественной электронной музыки.
На протяжении десятилетий его имя было неотделимо от нашего кино – гениальные саундтреки, сочиненные композитором, стали частью двухсот фильмов.
Его мелодии заставляли плакать целые олимпийские стадионы. Музыку Артемьева многие называли космосом. И кажется, что прямо сейчас он отправился к звездам под аккомпанемент своего загадочного звучания.
Несколько поколений в СССР выросло, да в современной России до сих пор живут под мелодии Эдуарда Артемьева. Свой главный хит из фильма "Свой среди чужих…" Артемьев за десятилетия даже успел как-то подзабыть – так много работы было. Спасла наступившая эпоха сотовых телефонов, рингтон стал одним из самых популярных.
"Тот случай, когда сыграл, потом забыл. Но тут начались сотовые телефоны, телефоны ее возродили", – рассказывал он.
"Как она появилась, я не помню, но сейчас она из каждого телефона звучит, это невозможно!" – отмечал режиссер картины Никита Михалков.
Талисманы Олимпиады в Сочи на церемонии закрытия тоже плакали под его пронзительный микс – тут и классические духовые, и электронная музыка, которую Артемьев полюбил, увидев один из первых в мире синтезаторов. Так с тех пор во многом и стал первопроходцем.
Музыка Артемьева звучит в почти 200 фильмах
Эдуард Артемьев был как раз из тех людей, чьи произведения знают почти все, а вот самого автора можно было увидеть на публике редко. Шутка ли – почти 200 фильмов, многие из которых теперь называют "культовыми". Ему доверяли музыку к своим главным фильмам Тарковский, Шахназаров, Кончаловский.
И конечно, Эдуард Артемьев – бессменный соратник и творческий талисман Никиты Михалкова, от прославивших режиссера лент "Свой среди чужих…" и "Родни", до зрелого в мастерстве "Солнечного удара". Там, кстати, Эдуард Артемьев сыграл эпизод, на большее в кадр никогда не замахивался.
"Мы дружим практически 50 лет или больше. И кроме его величайшего таланта меня всегда поражала его доброжелательность. Я никто не слышал, чтобы он про кого-то сказал хоть одно дурное слово. Он не заточен на негатив в принципе. Он предпочитает с самого начала видеть замечательное. Это настоящий православный художник, замечательный во всех отношениях", – уточнил Никита Михалков.
Всего месяц назад Эдуарду Артемьеву исполнилось 85. На творческом вечере за белым роялем его сольные партии звучали так же убедительно, как и в электронно-синтезированном виде. Многие не знают, но один из главных шлягеров 80-х, песня "Дельтаплан", – это тоже работа Артемьева. На радио так понравилась его мелодия для очередного фильма, что к ней решили дописать текст.
Как рождались легендарные произведения композитора
Артемьев даже в зрелом возрасте работал в студии по 12 часов в сутки и ставил перед собой задачи, казалось бы, амбициозно-недостижимые. Решил написать рок-оперу "Преступление и наказание". И Достоевский с портрета на стене в студии смотрел, казалось, с большим одобрением.
"Я когда услышал имя Достоевского, подумал, что мне это не по зубам, но потом как-то втянулся и все получилось", – отмечал Артемьев.
Символично, что одной из последних и очень значимых работ Эдуарда Артемьева стал "Реквием". Его спрашивали: "Вам не боязно писать на такую тему после Моцарта и Верди?"
На что он отвечал: "Нет, совсем, их всех заслоняли Стравинский, "Симфония псалмов" и сила первого моего впечатления". И действительно, критики потом назвали "Реквием" Артемьева абсолютным шедевром.
"Великий, гениальный русский композитор! Все, к чему прикасается Артемьев, становится великим произведением", – подытожил Михалков.
В своей прощальной работе Артемьев намеренно поменял местами части произведения. Классический "Реквием" должен заканчиваться плачем, а у Артемьева звучит жизнеутверждающе. Как и все его творчество, которое даже после ухода композитора будет по-прежнему вдохновлять миллионы людей