Страховки предложили исключить из тела кредитов в России
Российская система кредитования может стать прозрачнее. Защитники прав потребителей обратились в Центробанк с инициативой запретить финансовым организациям навязывать страховку и включать ее в тело займа. Это зачатую приводит к тому, что клиенты вынуждены переплачивать сотни тысяч рублей.
Чтобы сделать ремонт в квартире, Валерия Влаева решила взять потребительский кредит – 250 тысяч под девять процентов годовых на четыре года. Рассчитав платеж, отправилась в офис. Но на деле все оказалось иначе.
"Там мне сотрудник банка сказал, что я действительно могу рассчитывать на такую процентную ставку, но при этом мне нужно оплатить сверху страховку жизни. Если я не хочу оплачивать эту страховку, то процентная ставка будет чуть ли не в два раза выше", – посетовала Валерия.
Цена страховки – пять тысяч рублей. Недолго думая, Валерия согласилась и подписала договор, о чем в дальнейшем пожалела.
"Получается сверху за страховку мне выплачивать 50 тысяч рублей", – добавила женщина.
Если взять в кредит один миллион рублей, то страховой полис от банка обойдется в среднем в 15%. Автоматически эти деньги плюсуются к кредиту, и уже платить проценты придется не с миллиона, а с общей суммы со страховым полюсом. Кредит раздувается.
Чтобы таких случаев не было, защитники прав потребителей призвали Центральный банк запретить кредитным организациям и банкам включать страховку в тело кредита.
"Ежегодно поступает более тысячи жалоб клиентов, которые взяли кредит и поняли, что им продали "филькину грамоту", и пытаются эти деньги вернуть. Но размер обмана значительно больше, потому что сборы страховых компаний от заемщиков, которые согласны подписаться под любыми документами, составляет сотни миллиардов рублей в год", – объяснил председатель правления международной Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
Сотрудники банков сейчас идут на всякие ухищрения со страховками. Например, не сообщают клиенту, что полис, который включен в кредит, влияет на снижение ставки. И нередко менеджеры просят заключить еще один договор страхования на приличную сумму, который, как они обещают, и даст меньший процент по кредиту. А чтобы доверчивый клиент поставил подпись в документах, приводят самый весомый аргумент, убеждая, что со страховкой выгоднее, а при досрочном погашении кредита банк возвращает деньги за неиспользуемый период.
"Уловка в том, что распространяется эта норма только на те договоры, которые формально влияют на ставку по кредиту. И иногда потребитель с удивлением узнает, что ему полагается вернуть только страховую премию, которая была пять тысяч рублей, а по другому договору, где сумма составляла 200 тысяч рублей, оказывается, у него такого права нет", – рассказал финансовый уполномоченный Денис Новак.
При этом страховым компаниям сейчас выгодно работать с банками, а не с их клиентами.
"Банки могут и выступают, как агенты страховых организаций, заключают отдельный договор за счет той большой филиальной сети, точек, которые есть у банков, персонала, страховые компании, грубо говоря, передают на аутсорсинг продажу данных страховых продуктов. Естественно, ни одна компания не будет в убыток заключать договора", – сообщил вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.
Банк от заключения таких сделок получают 70% комиссии, страховые – оставшиеся 30%. В прибыли все, кроме потребителя. Сейчас отказаться от навязанного полиса можно, но не всем клиентам в банках об этом говорят.
"В течении 14 дней, подумав, вы можете отказаться от этой финансовой услуги, и вам должны вернуть денежные средства. И когда мы принимаем эти условия, мы соглашаемся с тем, что, если мы не оформляем страховку, мы выплачиваем ту ставку, которую назначает банк", – объяснила юрист Евгения Галкина.
Такие непрозрачные схемы – одна из проблем, которые нужно регулировать, считают специалисты. Главное, если потребитель решил оформить полис, у него должно быть право самому выбирать способ приобретения страховки за счет собственных средств или кредитных без изменения процентной ставки.