Как Ленин, The Beatles и Моцарт повлияли на жизнь Юрия Башмета
Дирижер Юрий Башмет отмечает 70-летие
Сегодня свое 70-летие отмечает, без преувеличения, легенда сцены. На старте своей карьеры талантливый юный музыкант и дирижер буквально открыл классику с новой стороны – в ней он смог найти мотивы The Beatles. Тогда Юрий Башмет даже не предполагал, что именно распад легендарной группы полностью изменит его жизнь и в дальнейшем принесет ему всероссийскую, а затем и мировую славу. О ключевых событиях, повлиявших на его творчество и судьбу, народный артист рассказал корреспонденту "Известий" Георгию Гривенному.
Цветов за годы карьеры ему подарили тонны, овациями вознаградили тысячи раз, но всего этого могло бы не быть, признается сам Маэстро. Если бы не два исторических события: распад группы The Beatles и столетний юбилей Владимира Ильича Ленина, который начинающий альтист Юра Башмет отметил участием и победой в своем первом музыкальном конкурсе.
"Я не был знаком с Владимиром Ильичем, зато он мне сильно помог как раз в тот момент, когда The Beatles перестали существовать, как ансамбль, а это для меня боги были! Как жить дальше? Переключаюсь, начинаю заниматься больше и увлекся", – вспоминает Юрий Башмет, народный артист СССР, герой труда РФ.
"Вдруг он в Бетховене обнаруживает мотивы The Beatles или The Beatles находит Бетховена. Со стороны, наверное, какой-то сумасшедший человек: с длинными волосами, глаз не видно, все время дирижирует. А когда он работает подробно, он разбирает и открывает что-то новое в партитуре классической давно известной", – говорит народный артист России Евгений Миронов.
Еще на первом курсе московской консерватории Юрий Башмет сделал одну из самых главных "инвестиций" в своей жизни. За немыслимые по тем временам деньги – 1500 рублей – был куплен альт работы итальянского мастера Паоло Тесторе середины 18-го века. Спустя годы уже в статусе суперзвезды Башмету разрешат сыграть на альте самого Моцарта, и он сделает еще одно удивительное открытие.
"Тот же мастер, но там разница три года. Мой альт и альт Моцарта – братья родные", – утверждает Башмет.
Ведущие композиторы конца 20-го века, эпохи Шнитке, Канчели, Губайдулина – писали музыку специально для Башмета, и это тоже – знак настоящего музыкального качества.
"Сделать альт сольным инструментом, стать выдающийся звездой на инструменте, который не предполагал изначально быть таким же инструментом, быть равным скрипке или виолончели. Он – великий музыкант", – подчеркивает народный артист РФ Игорь Бутман.
Мало того, альт Юрия Башмета вкупе с другими инструментами его ансамбля "Солисты Москвы" в прямом смысле ушел в народ. Где только, как и с кем они не играли классическую – и не только – музыку. И на камчатском мысе Вертикальный, прямо на скале, и в столичном метро, и с рокерами выдавал ремиксы на их баллады.
"И в общественном успехе также необходим труд и талант тоже. Умение общаться с людьми, заботиться о людях – все это необходимо", – скрипач, дирижер, народный артист СССР Виктор Третьяков.
А еще Юрий Башмет первым из звезд "классики" поехал играть для беженцев Донбасса, музыкой поддерживал людей, которые восемь лет слышали только звуки бомбежек и обстрелов. И для пяти тысяч мобилизованных в парке "Патриот" первым сыграл тоже Башмет, запомнивший этот концерт надолго.
"Через неделю их на передовую отправляли. Я надеюсь, что они живы и здоровы, и вернутся домой. С победой при этом", – говорит Башмет.
Он первым сыграл сольный концерт для альта в миланском театре "Ла-скала". Покорил Лондон, Токио, Амстердам и Нью-Йорк. А теперь концерты Башмета в этих и других городах стыдливо "переносят", при этом разводя руками: мол, не мы эту "отмену русской культуры" придумали.
"Отказ, допустим, от музыки Чайковского – это вынесение пожизненного приговора собственной душе. Тот, кто решил это сделать, он – дурак", – заявляет Юрий Башмет.
"Европа, Япония, Америка – он все время был на гастролях. Но он никогда об этом не думал. У него никогда в мыслях не было остаться, потому что он генетически абсолютно наш", – говорит композитор Александр Чайковский.
Свои 70 лет маэстро отметит, конечно же, большим концертом в Москве. И за пультом дирижерским поработает, и любимый инструмент в руки возьмет.
– Все-таки, кому повезло больше: вам с альтом или альту с вами?
– Думаю, мне повезло как-то больше, но у меня по этому поводу душа болит. Я в себе еще чувствую силы, я еще поборюсь на этом поле.