Version: 0.1.0

Высокие технологии: как во Владикавказе производят бескислородную медь

Медь высшей пробы необходима для космической промышленности, атомной энергетики, строительства ракет, истребителей и вертолетов.

Производство чистейшей меди без примесей начали во Владикавказе. Смесь высоких технологий и традиций позволяет получить металл с уникальными свойствами, это единственный такой завод в стране. Огромный шаг к тому, чтобы и в обычном чайнике, и в космическом  аппарате материал был исключительно российский. Корреспондент "Известий" Мурад Магомедов побывал на предприятии.

Температура – почти полторы тысячи градусов Цельсия. В вакуумной печи металл начинает кипеть, так получают особую медь без примесей.

Сегодня Владикавказ – единственный город  в стране, где делают бескислородную медь. Здесь реанимировали заброшенное советское предприятие. Эти вакуумно-плавильные печи были созданы советскими инженерами еще в 1970-е годы. Они работают безотказно и сегодня выдают ультрачистую медь.

Габриэль Дмитриевич знает каждый станок и все алгоритмы процессов. Молодых таких специалистов пока мало.

"Около двух недель директор звонил: "Приходи объясни, приходи покажи, помогай. Я их пожалел, пусть завод работает, пусть люди работают", – говорит советник директора завода Габриэль Шавлохов.

Возрождение началось после 24 февраля и очередных санкций. Раньше сотни наших предприятий крупных и малых закупали бескислородную медь в Европе, в основном в Финляндии, Италии и Германии. Теперь все российские заводы покупают отечественное сырье.

Чем меньше кислорода в меди, тем она лучше. Только такую используют в производстве сложной электроники. Слиток очищенной меди весит 330 килограммов. Он принял форму в кристаллизаторе, температура раскаленной болванки примерно 500 градусов.  

"Сейчас он остынет, этот слиток, и мы передадим его на обработку, отберем анализы для проведения исследований в химлаборатории на наличие примесей и кислорода", – объясняет заместитель гендиректора завода Максим Яковлев.

На складе готовой продукции отбирают пробы, затем куски меди отправляют в лабораторию.

"Мы берем медь с каждого образца и помещаем в газоанализатор. Есть допуски определенные: для высоковакуумной меди необходимо, чтобы примесей кислорода, именно кислорода, было не более одной тысячной", – показывает Виталий Савенко, замначальника лаборатории.

Бескислородная медь бывает разной чистоты. Один из образцов, к примеру, пригоден для производства бытовых электроприборов, есть и высшая проба такое качество необходимо для космической промышленности, атомной энергетики, строительства ракет, истребителей и вертолетов.

Товарные вагоны с очищенной медью из Владикавказа отправляются по всей стране. В Ставрополе из нее создают огнеупорные детали для самолетов. Заграничная бескислородная медь обходилась в два раза дороже, а не всегда отвечала требованиям.

"Наше всегда было лучше, с Осетии медь лучше, она прошла много операций у нас, и нигде не было проблем с ней", говорит Ольга Таныгина, менеджер завода в Ставрополе.

На возродившемся Владикавказском заводе работу получили 90 человек. Когда производство станет круглосуточным, штат увеличат втрое. В ближайшие недели запустят новый цех.

Бескислородную медь начали производить на Кавказе