Version: 0.1.0

Сезонное обострение: почему "психопаты" весной выходят на улицы

Весеннее обострение – это не миф, а реальность

В субботу полиция задержала на Красной площади мужчину, который пытался прорваться в Мавзолей, чтобы попросить у Ленина отпущения грехов. Человек явно находился в неадекватном состоянии.

Весеннее обострение – это не миф, а реальность. Причем в большинстве случаев, куда более страшная. За последние семь дней сразу в нескольких городах России жуткие истории, связанные с беспричинным нападением людей с неуравновешенной психикой. Самая дикая – в Москве, где мужчина толкнул под поезд метро подростка, который сумел спастись, действительно, чудом.

Медики до сих пор не могут выяснить точную природу этого обострения, которое они называют сезонным аффективным расстройством. Специалисты полагают, что им страдают 16% жителей Земли. У большинства оно проявляется, к счастью, достаточно легко – в виде ухудшения настроения и снижения работоспособности. Но есть еще одна цифра, которая должна заставить задуматься.

Только в России, по данным Росстата, на учете в психиатрических лечебно-профилактических организациях состоит около миллиона человек. Часть из них – те, чье состояние врачи называют маниакальным, то есть больные с неконтролируемым возбуждением. И, как показывают последние события, эти пациенты, покинув клинику, в принципе оказываются без какого-либо контроля со стороны врачей. Корреспондент "Известий" Максим Прихода – о том, кто и что должен делать, если в подворотне вас ждет маньяк.

Так выглядит кошмар наяву. Станция метро "Киевская". На платформе стоит подросток. Пожилой мужчина внезапно и с силой толкает его точно под поезд. Кажется, это верная смерть. Но Даниил – так зовут парня – выжил. Одного чуда здесь было мало. Помогла спортивная подготовка.

"Это чему мы учим в нашем виде спорта. В кикбоксинге. Если бы он не занимался тем видом спорта – не знаю, как сложилось бы все. Здесь я спросил его, как произошло – он говорит: "Я быстро ударился об рельс и сразу в эту в канаву. И как бы поезд быстро прошел", – рассказал Михаил Герасимов, заслуженный тренер РФ по кикбоксингу, тренер Даниила.

Человека, который чуть не убил Даниила, прямо на платформе задержали очевидцы. На первый взгляд, целью мужчины было убийство. Но на допросе выяснилось: цели не было вообще.

"На станции метро "Киевская" мальчика толкнул на рельсы. Не могу объяснить, сам не понимаю", – говорит мужчина.

Владимир Кизик, 61 год. Последние несколько недель он провел в психиатрической больнице имени Алексеева, бывшая Кащенко.

– От чего лечились?

– От шизофрении.

Минувшая неделя – настоящее "мартовское безумие". Одно из преступлений, не поддающихся логике, произошло в Тюмени. Мужчина зашел ночью в магазин, нашел в отделе хозтоваров кухонный нож и взял в заложники продавца. Требовал одного – пообщаться с местными журналистами.

– Я говорю, камеру сюда.

– Какую?

– Мне все равно, какую. Местные телеканалы.

– Сейчас будет камера.

Заложник в итоге был спасен. Пострадал только нападавший, причем по своей вине. Порезался.

Проблемы с психикой усугубляют алкоголь и наркотики. Как, например, у фигуранта этой истории из Нижневартовска.

Трехлетний ребенок идет на руки к людям в форме. Его удерживал в заложниках, угрожая застрелить, собственный отец. 44-летний Владимир Широков требовал казнить нескольких человек на городской площади. Он палил из ружья по прохожим. Соседние подъезды пришлось эвакуировать.

"Постучались правоохранительные органы и сказали собирать документы, одеться и эвакуироваться для безопасности. Мы вышли, и все соседи, первый, второй подъезд", – вспоминает очевидец Александра.

А еще Широков хотел поговорить с главами банков и силовых ведомств. В итоге – общается с адвокатами в суде.

"Да, я уверен, что суд поставит точку в этом вопросе", – заявил Широков, находясь в клетке в зале суда.

Арестован и Владимир Кизик, толкнувший подростка под поезд. Но еще больше у следователей вопросов к медикам. Как получилось, что человек, способный на внезапное и хладнокровное убийство, смог покинуть психбольницу?

На деле и попасть сюда, и выйти не составляет труда. На входе даже не спрашивают документы. Но когда слышат фамилию Кизик, начинают нервничать. Ни администратор, ни другие сотрудники подробностями выписки Кизика не владеют.

– Кто принимал решение о выписке пациента, который потом в итоге столкнул подростка на рельсы в метро?

– Я не знаю.

– В каком отделении он хотя бы лежал?

– Я не знаю!

Знают все только охранники.

"Его повезли на ПНД спецтранспортом вообще прям из отделения", – заявил охранник.

Получается, Кизику не нужно было совершать побег. Его просто отпустили сначала в стационар, а оттуда домой.

"Пациент, покидая дневной стационар, находился в удовлетворительном состоянии и не проявлял никаких внешних признаков агрессии", – заявил главный врач ПКБ № 1 им. Н.А. Алексеева Георгий Костюк.

Филиал больницы им. Алексеева, куда Кизика определили в дневной стационар, находится в обычном жилом дворе. То есть ни заборов, ни отдельной территории. Получается, пациенты, с подтвержденными диагнозами входят и выходят. Часто – без сопровождения. Так свободно вышел и Кизик. Хотя врачи обещали передать его супруге. Об этом она рассказала нам сама.

"Я в очередной раз звоню врачу и мне говорят: "Вы знаете, мы его уже выписали, сегодня он доставлен в дневной стационар". Я поехала туда, успела, вхожу в кабинет к лечащему врачу, он говорит: "Вы знаете, я его оставил на ординатора, он сказал, что он сам доберется", – рассказала жена Кизика Ольга Васильева.

И даже после случившегося в метро главврач считает, что отпустили правильно!

"Свободный человек в свободной стране. Если он лишен был бы дееспособности, тогда бы мы дожидались сопровождающего. Мы закончили диагностические мероприятия, назначили лечение и отпустили его", – заявили в ПНД.

Одна из главных проблем системы психиатрической помощи – контроль за людьми "с диагнозом". В прошлом году России числилось более 53 000 потенциально опасных пациентов, из них 13 000 – на амбулаторном принудительном лечении. Контролировать каждого из них участковые психиатры не могут физически. А ведь у тех, кто находится на реабилитации, может случиться рецидив.

"Допустим, он должен принимать какие-то лекарственные препараты регулярно, которые будут подавлять его болезнь. Но если он, допустим, не принял, либо, может быть, какой-то фактор на него повлиял, например, испытал сильный стресс, и он станет представлять опасность для общества", – говорит председатель Ассоциации по защите прав в сфере здравоохранения Асад Юсуфов.

При существующей системе вероятность встречи с опасным душевнобольным не исключена. Подтверждение тому – история из Домодедова, где безумца с ножом, который напал на людей в парке, смогли остановить только полицейские Дмитрий Муравьев и Юрий Новиков. На предупреждения мужчина не реагировал. Пришлось стрелять, иначе жертв было бы больше.

"Моим коллегой был произведен выстрел в конечность, дабы минимизировать нанесенный им ущерб. Оказали ему доврачебную помощь", – сообщил старший инспектор ДПС ОГИБДД УМВД России по Домодедово старший лейтенант полиции Дмитрий Муравьев.

Вот и Даниил – выжил благодаря своим навыкам и невероятному везению. Друзья ждут, когда он снова вернется к тренировкам.

"Когда мы все поняли, что именно произошло, у нас у всех случилась истерика. Мы все плакали, но к счастью, с ним все оказалось хорошо", – вспоминает подруга Даниила Дарья Гудилина.

А в школе его встречают, как героя и поздравляют со вторым днем рождения.

Сезонное обострение: почему психопаты весной выходят на улицы