Лучшие музыканты России собрались на "Высших исполнительских курсах"
Лучшие музыканты России собрались на "Высших исполнительских курсах" в Ессентуках
Предгорье Северного Кавказа, которое с давних времен было местом вдохновения писателей, художников и музыкантов, вновь стало точкой притяжения для артистов. На сцену в Ессентуках, которая прославилась выступлениями легенд, вышли самые талантливые музыканты современности. Здесь, на "Высших исполнительских курсах", они оттачивают свои навыки под присмотром лучших наставников нашей страны. Мастер-класс игры на виолончели молодым дарованиям дал маэстро Сергей Ролдугин. Путь к совершенству увидел корреспондент "Известий" Роман Ишмухаметов.
Там, где чуть больше столетия назад Сергей Рахманинов лично исполнял на рояле свой вокализ, сегодня вновь звучит его пронзительная мелодия. Предгорье Северного Кавказа. Места, где бьет ключом источник творчества.
"Это место имеет очень большую энергетику и дает, я думаю, многим музыкантам большой подъем", – заметил участник проекта "Высшие исполнительские курсы" Даниил Чжан.
Уникальный проект "Высшие исполнительские курсы" в Ессентуках – городе, который видел и помнит многих гениев музыки. Молодые виртуозы живут и поднимаются по той же кованой лестнице, что и Шаляпин, который приезжал сюда многие годы, и получают новый импульс для творчества.
"Уровень этот очень высокий. Ребят тщательно отбирают, кроме заявок они присылают свои видео исполнения, и комиссия специально слушает их и отбирает", – рассказал заслуженный артист РФ профессор ЦМШ при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Александр Мндоянц.
Курсы для тех, кто с музыкой на всю жизнь. 19 молодых исполнителей из разных городов России, талантливых и постоянно растущих в своем мастерстве. Почти все готовятся к высоким конкурсам. Мастер-классы – это возможность приблизится к совершенству.
Уже на этой неделе Петр сыграет сонату Прокофьева на Дельфийских играх. Сочинение – эталон, по которому во всем мире оценивают мастерство флейтистов. Игра на "королевском" инструменте с ее, казалось бы, легким и воздушным звучанием требует титанической отдачи.
"Целиком соната четырехчастная, на 26 минут – для флейты это достаточно большое время, потому что у флейты даже концерты, которые гранд-концерт – это 22 минуты", – заметил участник проекта "Высшие исполнительские курсы" Петр Худоногов.
"Я очень рад этому, что воспринимают моментально. И буквально вот в течение двух-трех минут вдруг меняется то, что, казалось бы, невозможно поменять. Меняется, потому что люди восприимчивые, обучаемые, они хотят", – сказал заслуженный деятель искусств РФ профессор РАМ имени Гнесиных Владимир Кудря.
Готовится к конкурсу и 19-летний скрипач Александр Папушев. Ему рукоплескали уже не только в России, но и в Китае, Италии, Испании. С инструментом он не расстается по шесть часов в день.
"Это возможность научиться чему-то новому у другого профессора. Это взгляд со стороны еще один, это всегда важно для музыканта", – рассказал о важности проекта Александр Папушев.
Художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки народный артист Сергей Ролдугин подчеркивает, для профессионала важен каждый, даже самый маленький, шаг в творчестве. Чем выше мастерство, тем тяжелее достигать новых высот.
"Каждая маленькая подвижка – это огромный труд и героизм, если ты завоевал новую ступень, в отличие от дилетантского подхода "просто получать удовольствие". Знаменитая притча о Шаляпине, когда он ехал с извозчиком и извозчик говорит: "А ты, барин, работаешь?" – "Да, пою". – "А-а-а, ну петь-то мы все поем". Тут то же самое. Разница между дилетантом, даже талантливым дилетантом, и профессионалом огромна. Огромна она", – сказал художественный руководитель Санкт-Петербургского Дома музыки народный артист РФ Сергей Ролдугин.
Наставники щедро делятся опытом, ведь об этом не напишут даже в самых лучших учебниках.
"Очень люблю учиться, тем более когда такой мастер, как Сергей Павлович. Тем более что мы здесь получаем горсти вот этих бесконечно полезных советов, он рассыпает на нас", – сказал участник проекта "Высшие исполнительские курсы" Василий Степанов.
Но окончательное слово за сценой и за зрителями. В этой филармонии блистали Айседора Дункан и Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович и Давид Ойстрах. Пришло время новых имен.
До начала большого пасхального концерта полчаса, а зал почти полон. Он рассчитан на семьсот зрителей, и все билеты проданы.
Встретили исполнителей очень тепло. Они будто сердцем прикоснулись к великим сочинениям, и зрители это, безусловно, почувствовали.
"Пасха, и они передают всю энергию залу. Видите, как зал радуется? Мы просто наслаждаемся", – призналась зрительница Татьяна Силина.
"Все их звания все заслуженные. Они их достойны, этих званий", – заметила зрительница Надежда Ширяева.