Version: 1.0.2

Как коррупция в ФТС препятствует грузоперевозкам и развитию бизнеса

Дальнобойщики неделями стоят в очередях, ведущих к таможенным пунктам на границе России и Китая, проблемы и убытки испытывают предприниматели, чьи товары удерживают на таможне.

Торговый оборот России растет со многими другими государствами, что в общем подтверждает построение новой экономической системы с новыми логистическими цепочками. Одно из необходимых условий успеха – это снятие лишних барьеров, не только на международном уровне, но и внутри страны. С последним, как показывает практика, дела обстоят далеко не лучшим образом, особенно когда речь заходит о таможне. Корреспондент "Известий" Кирилл Ольков – о том, почему вместо того, чтобы давать добро, ФТС его собирает, причем зачастую в свой личный карман.

Оскорбления, угрозы, драки. Дальнобойщики неделями стоят в очередях, ведущих к таможенным пунктам на границе России и Китая. И в ярости переходят другие "допустимые" границы.

Это кулачные бои за право "быть первым" и как можно быстрее попасть на прием к сотрудникам Дальневосточного таможенного управления ФТС. Цифровизация, электронная очередь, современные сервисы – здесь о них не слышали. Хваленую модернизацию российской таможни опровергают кадры, сделанные съемочной группой "Известий".

Трасса Чита – Староцарурхай протянулась на 700 км и ведет к самому удаленному погранпереходу в Забайкалье. На пункт пропуска добираемся к ночи. Но даже в темноте виден масштаб проблемы.

Евгений здесь уже неделю. Должен был привезти из Китая партию бытовой техники, но, как и другие водители, застрял.  

"Мы приехали, я был 99-й. Метров 500 проехали за шесть дней. Граница не работает", – посетовал дальнобойщик Евгений.   

Можно обратить внимание при свете дня, что все фуры пустые, они должны были загрузить товар в Китае. Но до сих пор так его и не забрали. За сутки таможенники оформляют считанные автомобили.  

"Они на нас смотрят, как будто мы им жизнь испортили, но мы везем! Это же работает, на нашу промышленность работает", – говорит дальнобойщик Георгий.

На соседнем пункте пропуска "Забайкальский" в очереди стоят по месяцу. На границе с Китаем стабильно многокилометровые пробки. Вот фуры заняли целиком всю обочину. И так – на большинстве пунктов пропуска, через которые едут фуры с товарами для российских предприятий и магазинов, агрохолдингов и производственных кластеров. В условиях западных санкций логистика стала ключевым фактором. Это поняли почти все. Но есть исключения.

"В таможне, конечно же, есть прямая функциональная обязанность: следить за ввозом и вывозом товаров. И вот здесь как раз появляется поле для совершенно специфической деятельности. Не дают возможности стране эффективно ответить на внешние вызовы", – заявил политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.

ФТС, которая должна ускорять продвижение грузов, ставит бизнес на паузу. И пока дела на самой таможне идут неспешно, дорогу грузовикам перекрывают некие "контролеры".  

Эти крепкие ребята здесь всегда. Вот общаются с полицейским. Улыбаются. У этих людей, в отличие от водителей и владельцев грузов, настроение хорошее.

– Понимаешь, какие там бабки? Миллиарды. Наличкой отслюнявил 350 тысяч за очередь и заехал.  

– Тут беспорядок, на этой границе. Ребят, что издалека, они не пускают. Местная мафия, – отмечает дальнобойщик Валерий.

Мы провели эксперимент. Обратите внимание. Грузовик. Третий регион. Стоит в очереди как все. Спустя сутки фура на том же самом месте, но впереди нее – несколько машин 75 региона. С правом приоритетного проезда.  

"Оформление как происходило в 90-х годах, так оно и по сей день происходит. Они застряли в прошлом веке: там нет ни электронных помощников, ничего", – говорит перевозчик Виталий Русаков.

А ведь ФТС, которая отвечает за прохождение товаров и сбор платежей, является важным элементом структурной перестройки экономики. Ее новая модель во многом ориентирована как раз на Восток, где сейчас формируется контур крупнейшего транспортно-логистического хаба, работа которого во многом зависит именно от таможни.  

Товарооборот между Россией и КНР с начала года вырос на 40 с лишним процентов. Темпы торговли с Евросоюзом, напротив, резко упали – снижение более чем на 50 процентов. Бизнес готов к резкой смене логистического курса, а вот ФТС так и не адаптировалась к новым условиям. Отсюда – дефицит.

Вот пример. Магазины бытовой техники. Здесь говорят, что товары до них не доходят. Распродают запасы. Как раз для того, чтобы избежать дефицита привычных товаров, правительство запустило программу параллельного импорта. 300 позиций из 100 категорий – электроника, техника, автомобили, одежда и парфюмерия.  

Но вот параллельный импорт автомобилей буксует. Одна из причин – высокие таможенные пошлины и сложные процедуры оформления. В итоге бизнес уходит к соседям, в ту же Киргизию.   

"В городе Бишкек нет необходимости платить 20 процентов НДС, которые бы нам потребовалось оплатить при растаможке авто в РФ", – объясняет Федор, глава компании по перегону машин.

Очевидный провал разрекламированной цифровой трансформации, которую проводил врио руководителя ФТС Руслан Давыдов. Сервисы "электронная очередь" и "электронная таможня" в полную силу так и не заработали.  

"Реформа ведомства, по крайней мере технологичная, точно не реализована. Таможня не работает на том уровне, на котором она должна работать", – указывает на проблему директора Института региональной политики Дмитрий Журавлев.

Ни одного серьезного шага вперед даже в борьбе с бюрократией. Предприниматель Елена Ипполитова потеряла несколько тонн фруктов из-за таможенников, которые проверяли контейнеры аж четыре раза. В итоге груз пришлось выкинуть.    

"Вытащили товар в минус семь градусов. Ананасы просто испортились. Попали в западню Федеральной таможенной службы, которая хотела либо получить деньги, либо наказать", – утверждает предпринимательница.

Вместо того чтобы направлять вектор импорта, регулятор сбивает его с пути. Так получилось с партией сельхозоборудования, которую ждали саратовские предприниматели.

"Это сельскохозяйственное оборудование было необходимо для области РФ. Таможня задержала его. Насчитали моему клиенту три миллиона рублей" , – заявила таможенный юрист Наталья Бразаускене.

А ведь из таких частных случаев и складывается общая картина работы таможенных служб. Татьяна Дейнега, которая переехала из США в Екатеринбург, продавать вообще ничего не собиралась. Хотела забрать свое. Но Уральская таможня отдала ее вещи на хранение и выставила счет.

"За первый месяц хранения насчитали сумму только за наши личные вещи, которые здесь сейчас находятся, 5 тысяч долларов", – возмущена женщина.

Речь идет не только об "узаконенных поборах" на местах. Теневая цепочка тянется на самый верх. Не так давно за получение взятки в 50 тысяч долларов от бизнесменов были задержаны высокопоставленные сотрудники ФТС: генерал Беглов и полковник Алеев.

Главного айтишника таможенной службы Дмитрия Васильева, который должен был проводить ту самую цифровизацию, подозревают в получении откатов. Один из эпизодов – на 25 миллионов рублей. Кстати, непосредственным куратором Васильева в сфере внедрения автоматических процедур, скорее всего, был Руслан Давыдов, врио главы ФТС. По крайней мере, за это направление он отвечал без малого шесть лет, еще будучи замглавы ведомства. Но революционных изменений в службе не произошло. Рекорды другие. Коррупционные. Причем многие схемы видны невооруженным глазом. Как, например, в Приморье.  

В автомобильном пункте пропуска "Пограничный" сразу две очереди. Часть водителей ждет начала таможенных процедур на обочине, другие выезжает с парковки, она, кстати, платная. Водители рассказывают, в пандемию брали гораздо больше.

– 350 (тысяч) было, два года назад, когда коронавирус.

Вот доказательство: фура выруливает с парковки и, минуя очередь, встает первой.  

"Таможенные органы все в курсе, все как бы понимают, но говорят, снимают с себя ответственность", – говорит бизнесмен-перевозчик Алексей.

Пока одни зарабатывают, страна теряет миллиарды. А еще – растут цены, возникает дефицит товаров, рвутся только что выстроенные логистические связи. Очевидно, таможенной службе нужна масштабная реформа, в том числе кадровая. Чтобы на смену функционерам старой закалки пришла современная команда. Чтобы, наконец, заработали цифровые сервисы и эффективные технологии, без которых от ФТС зачастую больше вреда, чем пользы.

Как коррупция в ФТС препятствует грузоперевозкам и развитию бизнеса