Кто ответит за смертоносные пожары в Курганской области
В первой декаде мая многие регионы страны вновь охватили пожары. Самая страшная ситуация – в Курганской области, где пламя действительно превратилось в безжалостного убийцу, у которого были свои пособники. Подробности – в материале корреспондента "Известий" Алисы Паршаковой.
Курганская область. Именно здесь самые сильные пожары этой весны.
Огненный смерч высотой с 4-этажный дом шел по деревням и поселкам. Дотла сгорело полтысячи домов. Но самый страшный итог – 21 погибший. В поселке Юлдус, что в 100 километрах от Кургана, – сразу семеро.
"Прощай, мама", – сказал последнее слово. Все! Его вчера нашли, выкопали оттуда, весь в угле", – говорит мать погибшего Аниса Абдурашитова.
Руслан успел проститься с матерью по телефону. От огня он пытался спрятаться в погребе, где его и нашли.
"Приехала – задымление было сильное. Смотрю, голова белая", – рассказывает сестра погибшего.
Больше всего близкие жалеют, что не заставили Руслана согласиться на эвакуацию. В тот день многие решили не покидать дома, надеясь, что огонь пройдет мимо.
"Ехали на машине и кричали: "Срочно выходите отсюда!". Послали люди "далеко и надолго", – говорит директор МКУ "Территориальный отдел № 8" Шадринского МО Курганской области Людмила Ширяева.
"Приехал там у нас директор школы. Они людей насильно в автобус забрасывали", – добавила замглавы Шадринского МО Курганской области по соцполитике Татьяна Савельева.
Но из-за сильного ветра пламя дошло до поселка по верхушкам деревьев.
"В Юлдусе огонь распространялся молниеносно. В тот вечер был ураганный ветер, скорость пожара достигала 50–70 километров в час", – рассказывает корреспондент.
Не помогли и стандартные противопожарные меры. В этом году все территории в районе были опаханы, но это не спасло.
Погиб сотрудник лесопожарного центра Николай Ставров. Сюда его перебросили с другого участка. Он пытался отрезать путь огню – на тракторе рыл траншеи, но ветер резко сменился.
"Обнаружили его только утром, потому что там же, когда все горело, туда невозможно было даже подъехать. Погиб как герой", – говорит начальник ЛПС-3 Каргаполье Курганской лесопожарной части Иван Копытов.
Водитель пожарной машины Ренат Хафизов говорит, что в селе всего четверо спасателей. Но даже их не было, когда Юлдус полыхал. Команду отправили тушить соседние деревни. В самый разгар борьбы с огнем единственное на все село авто, которому полвека, заглохло.
"Мы бросили машину и просто еле выскочили. Мы бежали-бежали и увидели через загон, через дым мигают машины", – рассказал водитель пожарной машины Ренат Хафизов.
По словам спасателей, на весь их Шадринский округ всего несколько старых машин. А пожарная станция Юлдуса находится в обшарпанной комнатушке. Почему система пожаротушения "дышит на ладан", попытались узнать у главы района.
"У нас в районе все-таки имеются 24 автомобиля. Здесь, наверное, может стоит пересмотреть подходы к финансированию целей. Думаю, что федерация должна этим заниматься", – говорит глава Шадринского муниципального округа Сергей Копылов.
Пока управленцы уходили от неприятных вопросов, следователи пытались установить виновников пожаров. И чаще всего приходили к одному и тому же выгоду: основная причина трагедии – чудовищного масштаба человеческая глупость. Одни жгли мусор, другие устраивали пикники на природе.
Удалось найти такого "поджигателя". Андрей, житель Кургана, только что вышел из СИЗО. Один из пожаров – его рук дело, когда он в камышах обжигал провода.
А это уже первоклассник Сережа рассказывает, как спалил соседей: со спичками играл на детской площадке.
"Я поджег, и трава загорелась", – признается мальчик.
"Наверное, не уследила. Нам на комиссию 17 мая надо ехать по делам несовершеннолетних", – рассказала мать Сережи.
В прошлом году административное наказание за такие поджоги увеличили в несколько раз. Но штраф в 30 тысяч рублей и необходимость платить компенсации не останавливают.
"Природные условия здесь ни при чем. Это только от рук человека. Даже если мы будем 10 раз пахать эти населенные пункты, если будут такие погодные условия, с которыми мы не сможем ничего сделать, то не зависит это от администрации, зависит только именно от людей", – говорит замдиректора ГБУ "Курганский лесопожарный центр" Валентина Спицына.
На тушение пожаров в Курганскую область пришлось перебросить дополнительные силы, в том числе Ил-76 и вертолет авиалесоохраны из Красноярска, который летит туда, где самолет работать не может.
"Мы максимально быстро на вертолете забираем пожарных авиалесоохраны, чтобы перебросить их уже на другую точку. Несколько дней они жили в лесу в палаточном лагере, максимально близко к очагу возгорания. Иначе огонь просто не обуздать", – рассказывает корреспондент.
"Полет длился полтора часа. Команда отправится в лес тушить огонь. Одного человека оставляют разбивать лагерь", – продолжает она.
Пожары в Курганской области начались еще перед праздниками. Первой сгорела деревня Логоушка, а уже на минувшей неделе в огне оказались почти 10 населенных пунктов. Полностью уничтожен поселок Смолино, шесть человек погибли.
"Держалась до последнего. А вот увидела, и не могу больше держаться! Все, что было, – все сгорело", – говорит сквозь слезы потерпевшая Татьяна Хлыстова.
Юнус Тухватуллин не успел выбраться из машины. Только жене и сестре удалось спастись.
"Огонь перекинулся на машину. Мы сами еле успели, я кричу: "Уже шины горят!". Собака была Рекс, она с ним осталась. Вместе с хозяином ушла", – рассказывает сестра погибшего.
Такого количества жертв за столь непродолжительное время не было никогда. Кто за это ответит, сейчас выясняют следователи. Но в судебной практике нам не удалось найти ни одного серьезного приговора, который касался бы последствий ландшафтных пожаров.