За гранью: когда треш-стримеры начнут нести ответственность
Сотрудники полиции в Нижнем Тагиле меньше чем за сутки смогли вычислить блогера-живодера, который во время прямой трансляции в интернете издевался над своей собакой. За несколько часов, пока снимались эти кадры, изверг забил пса до полусмерти. А вот сколько заработал на этом, сказать сложно. Контроля никакого, стражи порядка вмешиваются лишь в тех случаях, когда треш-стримеры переходят границы закона, но получают за это десятки тысяч. Их аудитория постоянно растет и остановить это нужно сейчас. Тему продолжает Александр Шпак.
Кадры, на которые больно смотреть. Живодер в прямом эфире изо всех сил колотит своего пса, словно боксерскую грушу.
Это стример Булат Маратов, известный в интернете под ником Гриззли. За донаты подписчиков выполняет любые желание.
Унижение, издевательства и даже смерть во время онлайн трансляции. Так называемый шок-контент превратился в очень доходный медиабизнес. Чем страшнее – тем больше прибыль. Два года назад известный блогер Станислав Решетняк ради хайпа заморозил девушку. А на этих кадрах многодетная мать. Во время видеочата режет руки линейкой.
И таких историй сотни. Причем так дико и цинично зарабатывают даже дети. Москва. 12-летний садист в женской одежде сначала заливает кота бытовой химией, а потом насилует питомца. Многие кадры мы по объективным причинам показать просто не можем. Скажем лишь, что такое адекватному человеку даже в голову не придет.
На такое подросток пошел ради 15 тысяч рублей. За эту сумму пообещал одному из подписчиков превратить жизнь кота в настоящий ад. Сложно представить, чем бы закончилась эта история, если бы не волонтеры, которые вычислили место жительства малолетнего изверга, взывали полицию и спасли животное.
"Он показывал вид из окна. Из этого вида примерно представил, где этот дом может находиться. Пообщались с соседями. Узнали, что там живет неадекватный мальчик. Его мама знала об этом. В ее присутствии все происходило. Она нейтрально к этому отнеслась", – рассказал волонтер Даниэль Адельмо Бритос.
Абсурд, но треш-блогеры обустраивают студии и даже нанимают непрофессиональных актеров. Снимают маргиналов. За копейки. Так, стример, называвший себя в эфире педофилом, спаивал бездомных и заставлял алкоголиков дегустировать торт с кетчупом и даже кошачий корм. Платил по 300 рублей.
Остановить это безумие может специальный законопроект. Документ, если он, конечно, будет доработан и принят, позволит регулировать все, что творится в прямом эфире, доступном широкой публике. Конкретики пока нет. Известно лишь, что за распространение контента "с изображением деяний, совершенных с особой жестокостью либо издевательствами" последует штраф и не только.
"Только ты был замечен, что ты треш-стример, и сразу же получаешь штраф без разговоров, а также конфискация имущества. Ему будет запрещено пользоваться Интернетом, а в случае нарушения запрета суда уже вступает Уголовный кодекс и это уже год или два уголовного наказания. Это уже тюрьма", – заявил председатель Госдумы Артем Метелев.
Причем ответственность могут понести не только те, кто транслирует шок-контент, но и спонсоры блогеров. То есть те, кто отправляет донаты. А также сами социальные сети, через которые проходят эти пожертвования. Впрочем, как именно закон повлияет на треш-блогеров, пока сказать сложно. В частности, непонятно, кто и как будет определять степень жестокости в эфире, и главное – как вычислить всех нарушителей. Зачастую идентифицировать блогера и найти место съемки очень сложно. Эксперты полагают, что тех, кто находится в России, вычислить реально.
"Проблемы нет. Даже если он предпримет способы анонимизации. При поставленной цели раскрыть подобное преступление необходимый комплекс экспертиз будет назначен. Все это отработано на других видах преступлений. Можно будет криминалистическим способом доказать, что этот человек имеет отношение к данному преступлению", – сказал координатор Центра безопасного интернета Урфан Парфентьев.
Эксперты считают, что работу вести нужно не только с треш-блогерами, но и с руководителями онлайн площадок, где стримеры размещают жуткие видео. Возможно, соцсети и медиасервисы просто не заинтересованы в этом, ведь такой дикий контент смотрят и главное – за него платят. Впрочем, история с блогером Решетняком наглядно показала: даже при отсутствии отдельного законопроекта, треш перед камерой может закончиться камерой в колонии.