Обрезали крылья: как в России пресекли теракт Киева с "грязной бомбой"
Террористические атаки на инфраструктурные объекты, как Каховская ГЭС или аммиакопровод, – это далеко не все, на что готов Киев. На этой неделе ФСБ России раскрыла детали операции, которая позволила предотвратить куда более масштабную катастрофу. Корреспондент "Известий" Олег Барышев продолжит тему.
Приморье. Спецназ штурмует дом агента украинской разведки, который собирал сведения о военных объектах и передавал своим кураторам.
Омская область. Задержан бывший сотрудник оборонного завода. Он тоже был завербован, но уже немцами. Делился информацией о предприятиях ВПК.
И таких операций все больше. Западные и украинские спецслужбы создали в нашей стране разветвленную сеть агентов, которые занимаются организацией диверсий, сбором разведданных и атаками на критическую инфраструктуру.
Дмитрий Шиманский пересек российско-украинскую границу, находясь за штурвалом небольшого самолета. Под Тулой его спустили с небес на землю сотрудники ФСБ. На борту обнаружили три килограмма взрывчатки, гранаты, пистолет и два дрона.
"Прибыл на территорию Российской Федерации из Украины по заданию ГУР МО для передачи компонентов взрывчатых веществ и дронов для террористических действий", – сказал на допросе Дмитрий Шиманский.
Наши спецслужбы задержали не рядового агента, а хорошо подготовленного сотрудника. Он уже давно числился в базах контрразведки.
"Опытный пилот, мастер боевых единоборств, инструктор по огневой подготовке. Создал диверсионные ячейки на территории России. Находился в розыске за попытку похищения людей", – говорится в базе.
За Шиманским следили на протяжении всего маршрута, вели от точки старта под Черниговом – до места посадки. По воздуху он преодолел почти 500 км.
Диверсанты превратили малую авиацию в серьезную угрозу. На каждый из таких бортов можно погрузить сотню-полторы килограммов взрывчатки, боеприпасов или оружия. Самолеты относительно тихие, идут на сверхмалых высотах и остаются вне поля зрения радаров и систем ПВО.
"Аэропракт А-32" – именно его использовал Шиманский – украинского производства. Трехколесный, сверхлегкий. Скорость – 215 км/ч, рассчитан на одного пассажира, максимальная взлетная масса – 600 кг. Обычно выпускается в красном цвете, но для диверсионного полета поменяли на камуфляж.
"Перебросить диверсантов, взрывчатку, какие-то особые вещества – вполне может быть. Можно распылять биологическое оружие, химическое оружие. То есть как вспомогательное оружие", – объяснил заслуженный пилот РФ Юрий Сытник.
Идея создания диверсионного авиаотряда принадлежит главе ГУР Украины Буданову. Пилотов учили сбрасывать бомбы, доставлять оружие и взрывчатку на территорию России.
Обучение проходило в воинской части номер 3449. Было и другое название – "Легион". Местоположение засекречено, но известно, что именно туда направляли неонацистов из запрещенного "Азова"*. Там же шла подготовка боевиков, которых минувшей зимой ликвидировали на границе с Брянской областью.
На счету авиадиверсантов пять боевых вылетов. По данным ФСБ, в планах Киева был теракт на аэродроме дальней авиации в Ивановской области. И не только это.
"Руководством украинской разведки обсуждался вопрос создания, возможности создания и переброски грязной ядерной бомбы, радиоактивных заражений", – сказал Шиманский.
Все необходимые компоненты в распоряжении Киева есть. Достаточно начинить обычный снаряд радиоактивными веществами, например отработанным ядерным топливом реакторов АЭС. Их на Украине немало. При детонации образуется ядовитое облако.
"Доступ у них простой. К тому же есть на Украине, буквально несколько лет назад было создано, предприятие по переработке отходов с ядерных установок", – рассказал полковник запаса участник ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС Вячеслав Мисюра.
Киевский режим перешел к тактике террористов. Теперь это визитная карточка националистов. Но действуют не в одиночку – есть кураторы. Так, по данным The Wall Street Journal, диверсии на железных дорогах, логистических узлах, топливных складах может координировать британский спецназ.
"И с точки зрения теории, и с точки зрения практики все разработанные ими спецоперации носят признаки террористического акта", – считает член совета по внешней оборонной политике Владимир Ворожцов.
Что касается Шиманского, то его будут судить за попытку организации теракта. Он не состоит в рядах ВСУ, является гражданским, а значит, не может считаться военнопленным. По закону он террорист.
* "Азов" – запрещенное в РФ украинское националистическое формирование, признано террористической организацией.