Погорельцы в Курганской области жалуются на проблемы с компенсациями
От системного сбоя в работе региональных чиновников прямо сейчас страдают сотни жителей Курганской области. Там погорельцы не могут начать отстраивать свои дома. Власти запретили постройки на пепелище. И даже обещанные выплаты получили далеко не все. Ситуацией уже заинтересовалась прокуратура. Корреспондент "Известий" Владислав Тамошаускас все выяснил.
"Стояла банька тоже. Дровяник. Все сгорело полностью", – рассказывает жительница Курганской области.
А еще огонь испепелил хозяйство и превратил в руины большой дом, где Елизавета жила вместе с мужем и двумя детьми.
"Но зимой тут точно не прожить. С крыши капает вот, три дня идут дожди. Там тоже протекает", – заметила Елизавета.
Теперь семья Кривцовых ютится в строительном вагончике. В таких полевых условиях в Курганской области сегодня выживают сотни погорельцев.
Всего за три недели огненная стихия уничтожила в регионе почти две тысячи строений. Большая часть – жилые дома. Спастись из огня и дыма не смогли 22 человека. Пострадавшими признаны более пяти тысяч жителей.
Сразу людям пообещали, что в беде никого не оставят, но внимания местных чиновников в итоге хватило далеко не всем.
"Если дом не состоит в ОГРН, то выплаты вам не положены", – рассказала пострадавшая Елизавета Кривцова.
Максимум, на что в этом случае может рассчитывать семья, это 500 тысяч рублей. Хотя, по самым скромным подсчетам, ущерб составляет свыше 2 миллионов. Но получить даже положенную скромную сумму для людей почему-то стало большой проблемой.
"Моей семье вообще не дают сертификат. Сейчас нам на две многодетные семьи выделили двухкомнатную квартиру. Мы живем 10 человек в двух комнатах. Спим на полу с маленькими грудными детьми", – рассказал погорелец Леонид Куликов.
Остаться без какой-либо компенсаций рискует и ветеран Великой Отечественной войны Дина Уварова.
"Все пережила: и войну, и пожар, и голод, и холод. И все", – говорит ветеран Великой Отечественной войны Дина Уварова.
Дом в деревне Плоская, где она прожила всю жизнь, не был оформлен в собственность. Однако то, что это именно ее дом, подтверждает прописка в паспорте и оплаченные квитанции за коммунальные услуги.
"В свое время она деньги отдала за этот дом, но документов никаких не было. Хотя в последнее время социальный работник за ней ухаживал, могли бы как-то подсказать ей", – сказала Людмила Сорокина.
Причем погорельцев из Смолина чиновники почему-то решили оставить не только без положенных денег. Строить дома на пепелище запретили. Якобы так жителей решили защитить уже от другой стихии: вдруг населенный пункт попадает в зону подтопления.
"Мы можем построить тут дачу, соответственно без прописки. Ну еще, так как здесь прописаны я, моя мама и дети, нас на первых порах хотели выписать через суд", – рассказала пострадавшая Ксения Адриановская.
Дело в том, что единого стандарта помощи погорельцам в стране просто нет, поэтому каждый субъект сам определяет, кому и какую поддержку оказывать. Юристы советуют оспаривать, если объем помощи не устраивает пострадавшего.
"Есть новые документы на собственность у человека, либо их нет. В одном случае – рыночная стоимость квадратного метра, в другом случае – фиксированная сумма, 500 тысяч на сегодня. Вот в этом случае можно не соглашаться", - объяснил юрист Петр Волосников.
Вот только времени судиться или доказывать свое право на денежный сертификат погорельцам фактически не оставили. Например, дедушка Ксении Сисоровой помощи в итоге так и не дождался – из-за стресса не выдержало сердце. Теперь за положенные деньги от государства бьются наследники.
"Нет дедушки как собственника, нет и сертификата. И даже после вступления в наследство. Ситуация в том, что сертификат действует полгода, а у нас полгода пройдет и мы получим обнуленный сертификат", – заметила внучка жителя Смолинов Ксения Сисорова.
При этом региональные власти уже объявили, что они никого не забыли.
"Выдано более 600 сертификатов на строительство или приобретение нового жилья. Работа профильными органами власти, органами местного самоуправления продолжается по отдельным сложным индивидуальным случаям. Поддержку получит каждый, кто пострадал в результате ЧС", – сообщил заместитель губернатора Курганской области Константин Ермаков.
Вот только отчитываться об успехах чиновникам, похоже, придется не только перед журналистами. Сегодня в прокуратуре региона запустили горячую линию для погорельцев.
"Граждане могут по телефону сообщить о возникающих проблемах при предоставлении выплат. Сотрудники прокуратуры будут разбираться в каждом конкретном случае с учетом оснований отказа в выплатах", – сообщила старший помощник прокурора Курганской области Мария Мельникова.
Прокурор Курганской области уже начал проверку из-за жилищного сертификата для ветерана.