Черная касса: как мошенники сдают туристам несуществующие квартиры
В разгар сезона отпусков выросло количество мошенничеств с арендой жилья
Сезон отпусков уже начался, и желающим отдохнуть нужно место для размещения. Интернет-агрегаторы предлагают массу вариантов на любой вкус и кошелек. Только, как выяснил РЕН ТВ, во многих случаях обещанные хоромы на поверку превращаются в тыкву. Подробности – в нашем материале.
Горячая пора – сезон отпусков в самом разгаре. Краткосрочная аренда жилья актуальна как никогда. Частный сектор на пике популярности.
Наша съемочная группа в Сочи – одном из главных курортов страны. Прямо у вокзала нас берут в оборот так называемые зазывалы. Светлана сводит с владельцем жилплощади. Если сделка состоится, она получит 20% – минимум 500 рублей.
Спустя 5 минут Вячеслав ловит нас на перекрестке. И пытается заключить сделку уже без посредника, чтобы сэкономить те самые 500 рублей. Смотрим квартиру. Обстановка спартанская, и довольно грязно.
Рынок курортной аренды регулируется так: "кто во что горазд". В этом смысле разницы между югом страны и, например, Поволжьем нет никакой. Высокий спрос создает дефицит. Владельцы жилья диктуют свои цены и условия.
Наталья сдает комнату в общежитии. Нет даже кухни. Неделя – 21 тысяча. Ни документов, ни договора.
За лето только эта комнатушка приносит 500 тысяч рублей прибыли. В обороте – еще несколько таких же. И они пустыми не стоят.
А у клиентов есть проблемы. Прежде выручали зарубежные агрегаторы. Теперь работают свои, но вот система контроля то ли хромает, то ли отсутствует вообще. Хотя достоверность информации актуальна как никогда. Спрос на частный сектор вырос на 75%. Одна из причин – отели, которые взвинтили цены.
У Татьяны из Костромы чуть не сорвалось свадебное путешествие. На одном из интернет-агрегаторов она оплатила проживание в несуществующем домике в Сочи.
"Было дешевле, и это вот подкупило, я ей написала, в ответ меня заблокировали", – рассказывает Татьяна Полякова.
"Ей" – это Юлии Вертьяновой, у которой были аккаунты на популярных агрегаторах аренды жилья. Размещала адреса и реальных квартир и гостиниц, к которым не имела никакого отношения.
"Перевели 24 тысячи, кто-то приехал на вокзал с грудными детьми и остались на вокзале, их никто не встретил", – рассказывает Александра Подгорная.
Еще пару лет назад Вертьянова жила в четырехэтажном особняке Сочи. И здесь ее до сих пор прекрасно помнят. Нам удалось выйти на след Вертьяновой в Самаре и обнаружить ее следы в лагере отдыха "Салют".
Но бизнес-леди оказалась неуловимой. Виртуозно уходила не только от нас, но и от кредиторов, которым должна около миллиона рублей.
Но сотни клиентов Вертьяновой готовы подтвердить: приехали на отдых и остались без крыши над головой. За последнее время число таких инцидентов выросло на 30%.
"Все агрегаторы зарабатывают не на сделках, а зарабатывают на объявлениях. Весь заработок агрегаторов, конечно, на этой карусели", – рассказал Павел Быков, директор агентства недвижимости.
Сегодня агрегаторы не могут даже проверить, реальный владелец размещает объявление или нет. Выписки ЕГРН считаются закрытой информацией.
"Когда людей очень много регистрируются на сервисе, соответственно, мы не можем проверить человека на адекватность. У нас есть российское законодательство, которое очень сильно нас ограничивает", – поясняет Юрий Кузнецов, основатель сервиса агрегатора аренды жилья.
Оттого ожидание и реальность все чаще не сходятся. Марина с Машей сняли у моря красивую двушку. Оказалось, впридачу шел хозяин Артур, который неожиданно остался жить на кухне.
"Он заходил в мою комнату без моего ведома, и я вижу, что мои вещи переложены, это было нижнее белье", – вспоминает Мария Дубкова.
Спустя два дня одна из девушек сбежала.
"Он ходил по дому в трусах, громко включал музыку до 3 часов ночи, ел нашу еду, он как бы выживает людей и берет новых, и все время меняет замки", – отмечает Марина Шевлякова.
Деньги за оставшиеся недели Артур Патапаев возвращать отказался. Мы нашли его, чтобы узнать, как ему удается раз за разом проворачивать одну и ту же схему.
"Все вопросы к моему адвокату!" – заявил он.
И таких, как Артур, похоже, не остановить. Мы проводим эксперимент: бронируем номер в гостевом доме в Лоо. Высокая оценка, отличные отзывы.
Сложности возникли сразу: хозяйка потребовала доплату, 400 рублей за сутки.
Отказываемся. Нас отправляют в другой отель. Потом – в еще один. Спустя 2 часа мы наконец-то заселились, и это абсолютно другой номер! Он меньше раза в три.
"Прежде чем забронировать, вы должны с нами связаться, потому что вы бронируете номер по одной цене, а потом приезжаете к нам, а у нас номера совсем по другой цене!" – заявили нам.
Предъявить таким "отельерам" нечего: четких требований к ним, с точки зрения закона, нет.
"Проблема одна, что у нас частный сектор еще не классифицирован. Например, в Краснодарском крае только 30 процентов – классифицированные объекты, а 70 – гостевые дома", – объясняет Дмитрий Горин, вице-президент российского Союза туриндустрии.
Учитывая, что внутренний туризм на подъеме, сфера краткосрочной аренды жилья и связанных с ней агрегаторов нуждается в отладке. Посещаемость интернет-сервисов с уходом зарубежных аналогов выросла в пять раз. А вот контроля, по сути, нет. Так что риск прилететь на курорт и остаться на под открытым небом – велик.