Россиянам отказывают в расторжении кредитных страховок
Россиянам стали чаще отказывать в расторжении необязательных кредитных страховок. Почти половина жалоб банковских клиентов связана с тем, что они не могут отказаться от полиса в период охлаждения. То есть в первые 14 дней после подписания договора. Финансовые организации намеренно затягивают этот процесс и даже пускают в ход угрозы. Впрочем, на недобросовестных кредиторов нашли управу.
Теперь Дмитрий точно знает, на какой странице кредитного договора какую цифру искать. Когда он его заключал – подписал, не читая: поверил сотруднику банка на слово, который обещал: ни за что дополнительно платить не придется. В итоге – три навязанных страховки.
"Когда берешь ипотеку или кредит, то не совсем операционисты в банках посвящают тебя в условия страховки. То есть про одну, про вторую страховку. Я знаю про здоровье. Третья страховка – титульное имущество. Для меня это было открытием вообще. Титул на имущество. Что это такое, зачем это нужно?" – отметил заемщик Дмитрий Новиков.
То, что менеджеры банка провернули с Дмитрием – называется мисселлинг. То есть введение в заблуждение при продаже кредитного продукта. Менеджеры банков на словах убеждают, что кредит без страховки не дадут. И в 90% случаев – это неправда.
"Когда продаются дополнительные продукты, банк зарабатывает. Зарабатывает очень хорошие комиссии. И по ряду продуктов эти комиссии могут доходить до 50%, а то и 80% от стоимости этого продукта", – отметил финансовый консультант, экономист Татьяна Волкова.
Как посчитали аналитики проекта "За права заемщиков", основных проблем с кредитными страховками четыре. Этот самый мисселинг – вторая по частоте. С ним сталкивались 20% заемщиков. Чуть меньше клиентов получали "необоснованный отказ по страховой выплате". 10% гасили кредит досрочно, но деньги за страховку им не возвращали. Но чаще всего банки и страховые отказывают в расторжении договора в так называемый период охлаждения.
"Согласно действующему законодательству, любой человек, который приобрел любую дополнительную услугу, в том числе страховку, при заключении кредитного договора в праве в течение 14 дней отказаться от этой слуги, если она ему не нравится. Заемщик должен пойти в страховую компанию, там написать заявление, и ему вернут деньги", – отметил заместитель руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Иван Козлов.
Аналогия простая: если джинсы или свитер не подошли, их можно в течение 14 дней принести обратно в магазин. Так же можно вернуть и страховку. Только менеджеры делают все, чтобы у клиента не получилось. Заставляют собирать непредусмотренные законом документы, не регистрируют вовремя заявление о расторжении, а потом говорят, что срок вышел, или убеждают, что если отказаться от страховки, то придется вернуть весь кредит сразу.
"Самое главное – требовать письменный ответ. Они обязаны полностью информировать потребителя о всех условиях. Но, как правило, стараются делать это устно, потому что письменный ответ является основанием для обращения и жалобы в центральный банк на некачественное предоставление услуг", – говорит юрист Петр Арешев.
При этом эксперты замечают, что отказать в кредите, если клиент не хочет страховаться, банк не может, но абсолютно вправе повысить процентную ставку. Поэтому со следующего года в силу вступит закон, по которому банки должны будут указывать два варианта процентной ставки: минимальную и максимальную. А "период охлаждения" (это когда от страховки можно отказаться) увеличится с 14 до 30 дней, что несколько упростит жизнь заемщикам, но всё же не избавит их от необходимости подходить к вопросам кредитования с холодной головой.