Выйти из тени: что изменится после легализации мини-гостиниц
В России собираются легализовать гостевые дома и мини-гостиницы. Сейчас этот сегмент рынка практически полностью работает в тени, владельцы не платят налоги и никак не отвечают за качество перед клиентами. В Госдуме предложили ввести четкую классификацию и прописать параметры таких объектов. Сразу по всей стране нормы внедрять не будут, в качестве эксперимента опробуют сначала в южных регионах, где этот вопрос критически важен. Детально о нововведениях расскажет корреспондент "Известий" Роман Ишмухаметов.
Это не отель с понятным набором услуг. Есть комната за две тысячи рублей: кровать, телевизор и крыша над головой.
Примерно каждый восьмой российский турист, отдыхая внутри страны, выбирает так называемые гостевые дома. Оплата наличными, никаких чеков.
– Им нужны документы, что они здесь жили. Ты сможешь сделать?
– Нет.
Проблему гостевых домов пытаются решить уже не первый год. Само понятие очень размыто, в законе его вообще нет. Это и небольшие частные дома, и многоэтажные, напоминающие гостиницы.
Формально гостевые дома – это жилища владельцев, а значит, селить туристов там нельзя. Но если признать такой дом гостиницей, то владелец лишится своего жилья.
Все собственники, у которых нет юрлица или статуса индивидуального предпринимателя, сегодня вне закона. В скором времени в Крыму, Севастополе и Кубани собираются провести эксперимент. Владельцы, которые захотят "выйти из тени", должны будут зарегистрировать свой дом в реестре, который ведёт Минэкономразвития.
Площадь гостевого дома не может превышать тысячу квадратных метров, в нем не может быть больше 15 номеров. У них не будет никакой "звездности", а собственник должен быть зарегистрирован в том же доме или в жилище, расположенном на том же участке. Если комнат больше, легализоваться не получится.
"Путем долгих споров, препирательств пришли к некой цифре 15. Понятно, что нельзя эту цифру повышать бесконечно. Это должен быть такой малый бизнес", – подчеркнул вице-президент Альянса турагентств России Александр Мкртчян.
Сколько сейчас таких домов по всей стране, точно не может сказать никто. Эксперты осторожно говорят, что только на юге их минимум 15 тысяч. Это очень заниженная цифра. Ежегодный оборот этой "серой" индустрии гостеприимства, опять же только на юге, составляет не меньше 10 миллиардов рублей. Плюсы выхода из тени очевидны.
"Возможностей открывается больше. Больше выручка будет у предпринимателей, которые зарегистрируют такой вид бизнеса. Возможно, будет получение каких-то льгот, которые свойственны какому-то региону", – рассказал экономист Максим Чирков.
Да и туристам от этого точно станет лучше. Сейчас они платят за кота в мешке. Предъявлять претензии, если у собственника нет статуса юрлица, не так просто. Много вопросов к пожарной, санитарной безопасности таких домов. Зачастую отдых оказывается испорченным.
У Александра Котенева на его шести гектарах сразу несколько гостевых домов. Из "серой" зоны он вышел, когда к нему нагрянула проверка, по итогам которой он заплатил очень крупный штраф.
"Ну налог у меня 6%, минус затраты от оборота. За последние два года начинает расти спрос. Я бы сказал, что раза в два", – заметил владелец гостевых домов Александр Котенев.
Главное, как говорят эксперты, не вводить слишком жесткие требования к гостевым домам. Ведь многие строили их как частное жилье, и перестраивать их вряд ли будут. Власти тоже заинтересованы в том, чтобы вывести бизнес из "тени". Кроме налогов, еще одна статья пополнения доходов – курортный сбор, который в "теневых" гостевых домах с туристов не берут. По итогам прошлого года Кубань за счет сбора заработала 747 миллионов рублей, а могло быть в два раза больше.