Version: 0.1.0

Парадокс Ясуловича: каким был актер на экране и в жизни

19 августа не стало народного артиста, без которого трудно представить себе наше любимое кино. В возрасте 81 года умер Игорь Ясулович. Актер был госпитализирован в середине июля, ему провели несколько операций, и на днях он выписался домой. Выпускник ВГИКа Ясулович исполнил и в кино, и в театре десятки и десятки ролей. Его уникальный тембр абсолютно узнаваем. Но потрясает другое: на экране актер мог произнести всего несколько фраз, а мы будем помнить их и часто цитировать всю жизнь – настолько ярким получался каждый образ. Георгий Гривенный – о безусловном таланте превращать мельчайший эпизод в большую роль.

Его кинокарьеру вполне можно уместить в два слова: "Парадокс Ясуловича". Актера с неброской, но запоминающейся внешностью знала вся страна. Но только в лицо, фамилию часто в титрах разглядеть было невозможно. Тем более он на букву "Я". Встретив на улице, поклонники про него так и говорили: "Смотрите, "А где же ему гулять?!" пошел.

Сыграть эпизод в "Бриллиантовой руке" Игоря Ясуловича попросил лично Леонид Гайдай. А уж он знал толк в актерах. Ведь порой эпизод так оттеняет и дополняет чью-то главную роль, что без этого "довеска" фильм выглядит неполноценным.

А между тем в начале 60-х выпускнику актерского факультета ВГИКа, решившему выйти на большую сцену после театральных курсов в Таллине, не раз приходилось слышать от режиссеров: "С вашей внешностью путь на экран заказан!". Но шанс Ясуловичу дал его учитель, известный режиссер Михаил Ромм, произнесший пророческую фразу: "Не переживай, интеллигенты в кино тоже нужны". Именно в фильме Ромма "9 дней одного года" Ясулович сыграл свою первую роль, физика-ядерщика Фёдорова.

При этом Игорь Ясулович говорил: "Меня не слишком занимало растолкать коллег локтями, добиться, чтобы мою фамилию писали на афишах большими буквами". Отсутствие главных ролей он воспринимал философски, при этом готовясь к образу второго плана как к делу всей своей жизни. Говорил: "Мы проживали эту роль вместе с моим экранным героем".

"Ощущали эту потребность, почему считали своим долгом в этом участвовать. Понимаете? Вот главное! А все остальное... Наверное, именно поэтому и картина, когда делается она вот так, и находит она отклик", – отмечал Ясулович.

Именно Ромм первым разглядел во внешности Ясуловича то амплуа, которым потом часто пользовались его коллеги. Немного чудаковатый ученый, человек не от мира сего, действительно "герой жизненного эпизода", но зато какого обаятельного и привлекательного.

Его короткую роль фарцовщика в комедии "Самая обаятельная и привлекательная" моментально растащили на цитаты, притом что в кадре Ясулович был всего 4 минуты. Это верный признак настоящего мастера – успеть сказать мало, но так выразительно, что помнить будут десятилетиями.

И всегда не любил отвечать на вопрос: "А как у вас это получается?". Скромно отрицал свой большой талант, говорил: "Работа просто у меня такая".

"Невозможно задавать вопрос: "Как вживался в роль?". В принципе, это наша профессия. Ты читаешь сценарий, ты подбираешь какие-то материалы, вникаешь в них. Это накапливается все, это все в копилочку, работа с режиссером, опять таки грим, костюм, это все опять-таки профессия", – объяснил народный артист.

И этой профессии он был верен до последних дней жизни, остались даже незавершенные проекты с его участием. Более 230 ролей в кино, почти две сотни на театральной сцене. И каждый эпизод, каждую реплику и каждый жест он проживал от и до. Игорь Ясулович, актер, из россыпи гениальных эпизодов соткавший ткань огромной своей большой роли в нашем кинематографе.

Парадокс Ясуловича: каким был актер на экране и в жизни