Консалтинговые фирмы Запада годами шпионили в России
Президент России Владимир Путин недавно сообщил, что Центробанк подготовил программу, которая стимулирует финансирование структурной адаптации российской экономики, включая машиностроение, микроэлектронику, медицинскую и фармпромышленность. Эти инициативы также должны поддержать банковский сектор и институты развития. По поручению президента на этой же неделе правительство утверждает обновленную стратегию развития обрабатывающей промышленности, без которой невозможно обеспечить технологический суверенитет.
На западной экономической игле
По сути, стоит задача восстановить гигантскую отрасль, которая была разрушена в конце 90-х, когда закрывались фабрики и заводы. Например, на начало 2000-х износ основных фондов в том же станкостроении составлял 80%. То есть попросту не было нормально работающих станков. В результате ситуация развивалась по тому же сценарию, что в авиации или автопроме. Свое делать так и не начали, а просто перешли на импортное оборудование, то есть тоже попали в зависимость. А ведь речь идет, по сути, о стратегической сфере. Именно от станков и машиностроения зависит выпуск любой современной высокотехнологичной продукции. Но здесь важно понимать, то, что Россия оказалась подсажена на западную технологическую иглу, заслуга не только недальновидных чиновников, это часть другой долгосрочной стратегии, которая продолжает действовать и сейчас, что доказывают санкции. А реализуют ее несколько международных и вроде бы очень престижных аналитических агентств.
Как это работает
Юго-запад столицы и небольшой супермаркет. Вот одна дама – сканирует штрих-коды. Но она – не продавец, а аудитор, то есть собирает данные – количество товара, продажи, изменение цены…
И так – день за днем, магазин за магазином. Сотни аудиторов занимаются сбором информации. Сколько стоит молоко. Хорошо ли продается гречка. В каких точках россияне предпочитают брать сыр. Все эти, казалось бы, ничем не примечательные сведения гигантским массивом уйдут в иностранную консалтинговую фирму.
"Мы показываем миру – чего хотят люди" – слоган одной из таких компаний, работающих в нашей стране. Головные офисы – в Британии и Голландии. Там знают всё о продуктах и ценах в России. Вот их исследования: молочка, крупы, мясо… Обычное изучение рынка или масштабная экономическая разведка с узаконенным шпионажем.
Иностранные наводчики
"Посмотрели, как какие-то санкции работают, добавили что-то, убавили что-то. Где-то создали искусственный дефицит. И смотрят, как работает… Корректируют наводку. Говоря военным языком – работают как наводчики", – говорит заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Олег Матвейчев.
Тотальный сбор информации ведется в абсолютно всех сферах: от выпуска детских товаров до производства самолетов. На основе полученных данных строятся прогнозы. Могут создать дефицит или вообще уничтожить целый сектор экономики. Но теперь будут новые правила.
Новые правила
"Сегодня мы формулируем запрет на работу таким компаниям. Это ответная мера, потому что нашим российским компаниям давно запрещено работать на западных потребительских рынках, вообще какую-то информацию получать, покупать", – отмечает депутат Госдумы, председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов.
Консалтинг – мощный и эффективный инструмент. Ключевой вопрос: в чьих руках он находится, и кто распоряжается полученными сведениями.
Аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин рассказал, что зафиксированы случаи, когда данные этих консалтинговых фирм покупали ЦРУ.
Самые влиятельные консалтинговые компании – так называемая "большая четверка" из Британии, Америки, Германии и Голландии – до недавнего времени занимали в России половину рынка исследовательских услуг.
Сливали информацию
Они сидели в столичных офисах еще с 90-х. Активно сотрудничали с политиками, консультировали чиновников. Бывший вице-премьер правительства Ельцина Владимир Поливанов лично уволил из Росимущества и лишил пропусков в Белый дом 32 таких консультанта, которые напрямую "сливали" информацию в Вашингтон.
"Готовили конкурсы, аукционы, в которых побеждали их люди. Что такое конкурс? Конверт закрытый, там условия, если ты его превосходишь, то ты побеждаешь. Они знали, какие условия. Отхапать все, что хотели – в первую очередь себе", – говорит Поливанов.
По данным базы СПАРК, у "большой четверки" до 2020 года были миллионные госконтракты. Крупные банки, министерства, столичные департаменты, даже предприятия ОПК. Их данные были доступные конторам, которые контролировались западными структурами.
"В нулевые годы эти компании "большой четвёрки" стали учреждать в Российской Федерации юрлица, которые всё равно контролировались, они всё равно управлялись этими холдингами", – говорит доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Знать все о России
Один из таких холдингов – всемирно известный McKinsey. С 90-х исследует нашу экономику. Головной офис находится в Нью-Йорке. Вот один из ключевых докладов. 122 страницы по теме "Инновации в России". Машиностроение, сельское хозяйство, оборонка, финансовые структуры.
Ценнейшая информация – особенно если она оказывается, например, у американской финансовой разведки, которая готовит предложения по санкциям. Тот же McKinsey, начиная с 2018-го, изучал рынок люксовых товаров. Они одними из первых попали под ограничения и покинули нашу страну. А ведь это не просто "премиум-сегмент", это соответствующий потребитель. Влиятельные люди, имеющие серьезный вес внутри страны. Попытка отключить Mercedes, Audi, BMW от обновлений, закрыть доступ к программному обеспечению, от которого зависит обслуживание авто – тоже один из таких "прикладных" ударов".
"Уже, так скажем, обратной связи и поддержки не будет. И все будут полагаться на свой опыт", – отмечает руководитель сервисного центра Александр Гоман.
Точно знали, куда ударить
Затем – еще лавина ограничений. И тут уже под ударом – массовый сегмент. Бытовая техника, отделочные материалы, электроника. Причем именно те позиции, которые мы сами не производили в достаточном количестве.
"Последний пакет санкций – 1200 пунктов. Стройматериалы, краски, ткани, зубные щетки, велосипеды, коляски, контактные линзы, солнцезащитные очки… Всё, что можно было увидеть на полках супермаркетов и в магазинах. Потребительский рынок в России западные аналитики изучали годами – прекрасно знали, куда надо нанести удар", – отмечает Литомин.
Некоторое время был локальный дефицит разных товарных позиций, но он быстро исчез, так как Россия изменила логистику, нашла новых поставщиков. Мы наладили параллельный импорт. И сделали выводы из полученных уроков.
"Всегда нужно быть осторожными. Есть основания полагать, что в деятельность консалтинговых компаний вмешиваются разведки, которые используют данные в своих целях", – отмечает экономист, вице-президент "Евразия-Центра" Эрл Расмуссен.
Консалтинг – это не только про большую экономику. Это и про большую политику. Ближайший сподвижник Зеленского – экс-секретарь СНБО Данилюк несколько лет проработал в офисах McKinsey в Лондоне и в Москве. Штаб-квартиры фирмы Nielsen – в Лондоне и Чикаго, председатель правления спонсировал Хилари Клинтон. Владелец консалтинговой компании GFK Генри Кравис, у которой штаб-квартира в Австрии, финансово поддерживал экс-президента США Джорджа Буша-младшего и Джона Маккейна.
Масштабная экономическая война
"Советники работают на заказчика, а если заказчик – западное государство, то его влияние будет ощущаться. Нет никакого смысла доверять советникам и консультантам правительства США, потому что их цель – топить Россию", – говорит американский экономист Джеффри Сакс.
Именно поэтому два года назад "большую четверку" перестали допускать к госконтрактам. Так поступаем не только мы. Власти Египта, например, вообще закрыли французскую Ipsos в Каире. Консалтинговую компанию уличили в поддержке экстремистов из запрещенных "Братьев-мусульман" и искажении рейтингов местных политиков.
За такие же манипуляции закрыли Ipsos и в Грузии. Там они пытались подтасовать рейтинги проевропейских партий, чтобы обострить отношения с Россией.
В мире идет масштабная экономическая война. А она невозможна без разведки. Но бесконтрольного сбора данных больше не будет. "Консультантам" придется поднять над своими офисами российский флаг и смириться с ограничениями. Или покинуть нашу страну.