Расследование трагедии в Балашихе: почему взрыв газа – закономерность?
Одно из самых громких ЧП этой недели – взрыв газа в жилом доме в подмосковной Балашихе. Погибли люди, в том числе сотрудники МЧС, которые пытались вытащить из-под завала молодую маму с дочкой. По предварительным данным, утечка произошла в квартире пожилой женщины. Некоторые политики решили превратить эту трагедию в пиар. Так, в Думе один из депутатов предложил бесплатно установить в квартирах пенсионеров плиты с системой автоматического контроля утечек газа. Та же Дума не так давно приняла закон, который был направлен на предотвращение таких ЧП – в первую очередь, за счет наведения порядка в работе обслуживающих компаний. Но реформа так и не началась. Чиновники на местах о ней попросту забыли. Корреспондент РЕН ТВ Игорь Капориков провел свое расследование этой трагедии и пришел к неутешительному выводу: подобные ЧП могут повториться.
К разрушенному дому в Балашихе приносят цветы, игрушки, кто-то зажигает свечи и горько плачет.
На фотографиях – Мария и ее пятилетняя дочь Софья. В день трагедии она должна была пойти в садик, но приболела и осталась дома. В 08:20 прозвучал взрыв. Стены сложились словно карточный домик. Маленькая Софья и ее мама оказались в бетонной ловушке.
"Она ничего не говорила, она только кричала", – вспоминает Алексей Пономар, дядя погибшей.
Рискуя собственными жизнями, спасатели пробирались к пострадавшим, пока стены снова не начали рушиться. Огромная плита накрыла сотрудников МЧС. Магомед Нальгиев и Олег Калмыков погибли. Профессионалы, которые участвовали во многих спасательных операциях.
"У меня не пришло еще осознание, не могу поверить, что с ним такое случилось", – говорит Евгений Челак, начальник караула 201-й пожарно-спасательной части ГКУ МО "Мособлпожспас".
Трагедия в Балашихе унесла жизни семи человек, 27 – пострадали. Газ взорвался в квартире на четвертом этаже. Якобы пенсионерка забыла выключить плиту. Есть и другие версии. Но все местные жители сходятся в одном: в подъезде пахло газом, поэтому вызвали аварийную бригаду.
"Сказали: "Проверяем газ, открывайте двери", – поделилась Фрида, местная жительница.
Вот только проблема так и не была найдена. Трубопровод перекрыли лишь в день трагедии специалисты Мособлагаза. На следующий день оказалось, что ребята в синей униформе отвечают только за трубу на улице. Действительно за внутриквартирными коммуникациями следит частник – ООО "Газовая служба". Общаться с прессой не желает.
В управляющей компании "Квартал" – она отвечает за дом – двери тоже закрыли. Пришлось искать другие подходы.
На допросе у следователей – 34-летний Максим Бабошин, хозяин ООО "Газовая служба" и учредитель той самой УК "Квартал" с оборотом в 400 миллионов рублей. Сейчас ею владеет младший брат Бабошина – Даниил.
Все эти конторы – семейный бизнес. Достался братьям – любителям дорогих иномарок, от папы – экс-депутата Тимофея Бабошина. Он вместе с супругой, судя по соцсетям, живет на острове Самуи. Дети рулят коммунальными подрядами. Степень их ответственности еще установят, но у трагедии есть и другая причина – системная, схема обслуживания газовых коммуникаций, а там пока – бардак. В одной многоэтажке трубы могут обслуживать три-четыре фирмы.
В стране газифицированы 43 миллиона квартир. Оборудование в жилых домах делится на две категории: общее и внутриквартирное. И за них все еще отвечают разные организации, хотя с 1 сентября сети должны быть переданы в ведение одной компании.
В силу вступил закон, согласно которому коммуникации обслуживает тот, кто поставляет газ.
"Это стопроцентная гарантия, что этим будут заниматься квалифицированные люди и ответственность возрастает в разы. Случилось ЧП, сразу понятно, кто виновен, если это что-то по причине неисправности оборудования", – пояснил Сергей Пахомов, председатель комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Но в законе, принятом еще пять месяцев назад, есть оговорка: передачу полномочий можно отложить до 1 января 2024 года. Вот и откладывают. В общем, объявить реформу объявили, а провести забыли.
Кадры из Волгограда: трубами на улице ведает одна организация, в подъезде – другая, в квартире – третья. Отключить может любая, в любой момент и без предупреждения. Так уже было.
Утром специалисты обнаружили, что на внешней газовой трубе отсутствует одно колено – его просто отрезали. Под покровом ночи и без предупреждения поработали специалисты аварийной службы – "Каспийпрофсервис".
Вместо того, чтобы найти проблему, бригада просто убрала одну деталь. Утечку, кстати, так и не нашли.
"Нет горячей воды, потому что у нас колонки. Нет газа – нельзя сготовить ничего поесть", – говорит местный житель Андрей Битюков.
В управляющей компании заявили: проблема – надуманная. А трубу спилили конкуренты "Каспийпрофсервис". В итоге общее количество подрядчиков одной газовой трубы даже нам установить было сложно.
"Она создана, искусственно создана. Таким образом они пытаются обратить внимание на себя, чтобы люди бежали к ним", – говорит Татьяна Першина, гендиректор УК ЖКХ Волгограда.
В пятиэтажке в Смоленске без газа остались больше сотни квартир. Проблемы с вентиляцией.
"Больше половины дома поставили заглушки, а остальным даже все нормально, газ не дают", – говорит жительница дома Мария Иванова.
Проверку провели впервые за несколько десятилетий. Раньше коммунальщиков все устраивало. Жильцы, впрочем, нашли и плюсы: говорят, хотя бы не взорвется.
Наибольшее количество взрывов или хлопков газа зарегистрировано в Подмосковье. За последние полтора года – 37 случаев, 48 погибших. Количество инцидентов резко возросло за тот период, что Мособлгазом руководит Игорь Баранов.
В главном офисе компании на Рублевском шоссе визиту нашей съемочной группы явно не рады. Заняли круговую оборону, отвечать на вопросы отказываются, вместо себя отправляют охранников.
Просто так не попасть сюда. По периметру – камеры, на территории гуляет охрана. За высоким забором, что обтянут колючей проволокой, находится элитный поселок "Успенские усадьбы". Именно здесь, в скромном особняке, по примерным подсчетам стоимостью больше 100 млн рублей, живет директор Мособлгаза Игорь Баранов. Мы пытались получить комментарии. Отправляли запросы, звонили Игорю Анатольевичу –безрезультатно.
А вопросы вызывает, например, структура управления, которая существовала еще не так давно. Следы как минимум одной "дочерней" фирмы уходили в кипрский офшор. На тот момент Баранов был первым замом руководителя Мособлгаза.
Кстати, ни на одном месте ЧП топ-менеджеры Мособлгаза замечены не были. В том числе в Балашихе, где под завалами погибла маленькая девочка и где собой пожертвовали двое спасателей в отчаянной попытке вызволить из бетонной ловушки беспомощных людей.