В России вспоминают "черный октябрь" 1993-го
Экс-сотрудник "Вымпела" Шаврин: в 1993-м спецназ не испачкал руки – РФ не получила войну
Сегодня в России вспоминают "черный октябрь" 1993 года. Ровно 30 лет назад политический кризис перерос в вооруженное противостояние в центре Москвы. Именно 3 октября сторонники Верховного совета пошли на захват мэрии и телецентра. А на следующий день начался штурм Белого дома. И хотя все это уже история, ее оценки до сих пор неоднозначны. Подробности – в материале обозревателя РЕН ТВ Георгия Гривенного.
Это уникальные кадры, которых не было в эфире 30 последних лет. Камеру передают друг другу сотрудники телецентра "Останкино", снимая бой внутри здания, прямо в коридорах. Спецназ и милиция отбивают атаку штурмующих главную "информационную крепость" того времени.
Неизвестной хроникой общеизвестной трагедии с нами поделился Антон Красильников. Его отец, видеоинженер телекомпании "Останкино", до последнего находился в аппаратной, не только "охраняя" прямой эфир, но и снимая происходящее, до "рокового выстрела" в коридоре.
"Он вышел и присел на корточки и, видимо, выглянул. Стрельба была сильная, и на некоторых кадрах хроники видно, что коридоры простреливались", – рассказывает сын погибшего сотрудника телецентра Антон Красильников.
Телевизионная примета того времени: по всей Москве 3 октября 1993 года идут вооруженные столкновения, гибнут люди, а по центральному каналу показывают футбол. Лишь во втором тайме трансляцию экстренно прерывают.
Лица людей, атаковавших телецентр, по большей части тех, кто разочаровался в политике начала 1990-х и был разорен "шоковой терапией" в экономике, снимал, том числе, и оператор Вадим Кошкин. Профессиональная черта: запомнил не картинку, а звук.
"Я поднял эту видеокамеру и прекрасно запомнил этот звук. Потому что в кино раньше пули летели свистя. А тут оказалось, что они жужжат", – вспоминает Вадим Кошкин, в 1993 году – телеоператор.
Весь 1993 год президент Борис Ельцин и Верховный совет с примкнувшим к нему вице-президентом Александром Руцким делили и никак не могли поделить власть. Отправляли друг друга в отставку, но никто никуда не уходил. Все закончилось большой кровью.
Александр Руцкой, отправивший на штурм телецентра своих вооруженных сторонников, вот уже 30 лет, как мантру, повторяет одну и ту же фразу: "Нас спровоцировали". Но и штурм мэрии и телецентра привел к ответной реакции.
"Утром выкатили танки и прямой наводкой лупят по зданию. А это был сговор: Ельцин согласовал это и с Соединенными Штатами, и с Францией, и с Германией", – рассказывает вице-президент РФ (1991–1993 гг.) Александр Руцкой.
"Ровно 30 лет назад вот с этого моста танки прямой наводкой расстреливали здание парламента. Сейчас в это не то чтобы поверить, представить в страшном сне невозможно. За эти годы и страна, и общество изменились кардинально. Менталитет, мировосприятие, да и сами ветви власти: и законодательная, и исполнительная (а здесь уже 30 лет как резиденция правительства) живут в унисон", – показывает обозреватель Георгий Гривенный.
Чего избежала Россия тогда, мы говорим с Сергеем Шавриным. В 1993-м он в составе спецподразделения "Вымпел" как раз и выводил из Белого дома арестованных. В воздухе витал "запах смуты", которая на современном языке называется "идеологией цветных революций".
"Вот, Украину вынесло на Майдан. Неизвестно, что было бы. Но ни группа "А", ни группа "Вымпел" грех на свою душу не взяли, руки свои не испачкали, а народ не получил гражданскую войну", – объясняет Сергей Шаврин, в 1993 году – сотрудник спецподразделения "Вымпел".
Сам уже четверть века как телевизионщик, Антон каждый год 3 октября приносит цветы к мемориальной доске в честь своего отца в телецентре. Неподалеку еще одна – погибшему бойцу спецназа "Витязь" Николаю Ситникову. Ему до "дембеля" оставалось всего 10 дней. Вспоминают и тех, кто погиб у стен телецентра и в Белом доме. За прошедшие 30 лет Россия пережила темные времена и вынесла уроки из событий "черного октября" 1993-го.