Кресло мэра как прикрытие: за что задержали главу Кизилюрта Магомедова
В Дагестане задержан и этапирован в Москву бывший министр спорта республики, а ныне мэр Кизилюрта Магомед Магомедов. Речь идет совсем не о коррупции. Специальный корреспондент РЕН ТВ Валентин Трушнин объяснит, почему для задержания чиновника не самого большого уровня пришлось задействовать силовиков из Москвы.
Глубокая ночь. Центр Махачкалы. Тяжелый спецназ с пуленепробиваемыми щитами постучал в дверь сразу кувалдой.
Мэр Кизилюрта Магомед Магомедов известный также как Большой Махач, что называется “авторитетный” чиновник. Из тех, после ареста которых народ не задается вопросом “Его-то за что?”, а, перебирая события последних лет, гадает “за что именно?”.
Биография насыщенная: тренер по вольной борьбе, депутат местного парламента, глава налоговой полиции, министр спорта Дагестана, мэр Кизилюрта. Пока ему вменяют хищение в особо крупном размере, но это обычная практика борцов с оргпреступностью – задержать за то, что можно доказать, изолировать, и только после этого работать по серьезным эпизодам.
"Вот он – тот самый особняк Магомеда Магомедова, который штурмовали силовики, больше напоминает крепость в центре города. Четыре этажа, не считая подвальных, тысяча квадратных метров, высокий забор, стальные ворота. Он построил его в конце 90-х, а значит, большие деньги появились у Магомедова задолго до того, как он начал делать карьеру чиновника", – показал Трушнин.
Кадры обыска в особняке: коллекционное оружие, ювелирные украшения, черная икра, деньги, но искали другое. По данным наших источников в спецслужбах, Магомедова подозревают в причастности к оргпреступной группировке, за которой тянется шлейф громких убийств и связь с террористами. Среди самых громких преступлений – покушение на министра сельского хозяйства Дагестана, похищение прокурора Махачкалы, участие в захвате госсовета республики, массовые перестрелки.
"Решились просто разрубить этот узел. Дело в том, что попытки как-то изменить, переструктурировать управление Дагестаном ведутся уже последние лет 15 точно", – считает Дмитрий Журавлев, научный руководитель Института региональных проблем, доцент Финансового университета при правительстве РФ.
Колесо не сансары, а кровной мести бесконечно крутилось вокруг Большого Махача. Большинство его кровников давно убиты. В ходе этих войн гибли посторонние – мирные жители и полицейские.
"Вот и легендарное кафе “Арка” на окраине Кизилюрта закрылось. А когда-то оно было местом кровавых разборок. Именно здесь впервые было совершено покушение на Магомеда Магомедова. Расстреляли его джип, сам он выжил, погиб его племянник. А потом здесь же были убиты исполнители того покушения. А спустя какое-то время родственники убитых киллеров обиделись на Магомедова и устроили на него еще одно покушение, тоже неудачное, и потом и их тоже нашли мертвыми на дне ущелья. В общем это очень длинная история", – рассказывает наш спецкор.
Почему за Большим Махачем пришли федеральные силовики, именно глубокой ночью и зачем сразу вывезли из города на вертолете? Дело в том, что у Магомедова была отработанная схема давления на местных силовиков – собрать своих людей, изображая народный сход. Так, например, в 2013 году он пытался остановить задержание одного из лидеров бандподполья Ибрагима Гаджидадаева – организатора теракта в московском метро. Вот запись телефонных разговоров – мелкие бригадиры собирали толпу. Сам Магомедов, тогда министр спорта, обзванивал высокие кабинеты.
По сути, Большой Махач – тяжеловес из той, ушедшей эпохи начала десятых, каким-то чудом переживший серию громких расследований и остававшийся в тени.
"И тот факт, что он одним из последних в дагестанской клановой системе задержался и удерживался на плаву, переходя с места на место, с министерского поста на пост мэра, говорит о том, что он это влияния сохранял", – рассказал Руслан Курбанов, политолог, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа.
Тем временем жители Кизилюрта отметили в эти выходные день города – ему исполнилось 60 лет. Два из них – под руководством Большого Махача, говорить о котором здесь категорически не хотят.
"Дело даже не в том, что люди боятся, что Магомедов завтра может оказаться на свободе. Просто на свободе до сих пор его многочисленная родня и соратники", – отмечает Трушнин.
Самого Магомедова доставили в Москву, в Басманный суд. Но даже меру пресечения – заключение под стражу – ему избирали в закрытом режиме.