Version: 0.1.0

Кибермошенники стали орудовать под видом благотворительных фондов

Интернет-мошенники взялись за благотворительные фонды и присваивают себе пожертвования людей, которые искренне хотят помочь нуждающимся. Киберобманщики действуют по отработанной схеме, создавая сайты-двойники. С каждым разом они совершенствуют свое мастерство, и отличить подделки от оригинального ресурса становится все сложнее. Кроме того, есть так называемые псевдоблаготворители – у них своя схема работы. Как вычислить мошенников и правильно сделать пожертвование, разбирался корреспондент РЕН ТВ Михаил Емелин.

Народный фронт вынужден выстраивать глухую оборону. От мошенников. Аферисты воспользовались популярностью благотворительного проекта общественников. Создали сайты-клоны фонда, с помощью которых похищают деньги неравнодушных россиян.

"Были созданы фейковые аккаунты. В них велась пропаганда сбора. Указывались номера банковских карт, на которые люди, к сожалению, переводили деньги. Были возбуждены уголовные дела", – рассказал заместитель руководителя исполкома ОНФ Сергей Горбунов.

Политолог Сергей Михеев тоже стал жертвой мошенников. Аферисты создали липовые аккаунты с его данными в соцсетях и стали публиковать сообщения с просьбой перевести деньги на конкретный счет. Якобы на нужды спецоперации, но, вероятно, в карман преступников.

"В целом они дискредитируют мое имя, потому что от моего имени несут всякую пургу. В том числе политического характера. И меня подставляют, и людей дезориентируют. Кроме всего прочего, периодически там появляются сообщения о разных сборах непонятных. В пользу кого эти сборы? Куда уходят эти деньги? Я совершенно не представляю", – объяснил политолог Сергей Михеев.

Мошенники постоянно усовершенствуют схемы и сценарии обмана. То используют образ медийных персон, то представляются бойцами российской армии или сотрудниками благотворительной организации. Молодые люди из Перми обманули россиян, которые хотели помочь военным, на семь миллионов рублей.

Зачастую почерк одинаковый. Липовые благодетели просят отправлять деньги на банковские карты или электронные кошельки. Такие действия нарушают не только налоговый, но и Уголовный кодекс. У настоящих благотворительных фондов есть специальный счет. И такие организации зарегистрированы в Минюсте. Причем собирать деньги именно на спецоперацию имеет право далеко не каждый. Цели должны быть прописаны в уставе.

"Человек либо организация, которая это делает не для целевых задач, никогда не пойдет на легализацию своего фонда. Собирать средства на личные банковские карты незаконно. Более того, это является основанием для проведения проверки со стороны органов полиции", – уточнил президент правления Центра антикоррупционных экспертиз и содействия по вопросам противодействия коррупции Алексей Дондупай.

Именно поэтому эксперты советуют обращаться в проверенные организации и переводить средства только на официальные реквизиты фондов. Финансовая история добросовестных структур прозрачна. В отличие от тех, кто работает вне закона. Скандально известный лекарь Дмитрий Раевский, якобы исцеляющий рак куриными яйцами и методом прикладывания рук, в своих мессенджерах регулярно объявляет сбор донатов. Онкопсихолог, которого десятки людей обвиняли в создании секты и мошенничестве, уверяет, что закупает дроны для наших бойцов. Вот только тратит ли он все пожертвования или только какую-то часть – непонятно. Выкладывает отчеты, но многие из них очень сомнительные.

А это известный политолог Игорь Скурлатов. Он тоже собирает деньги военным. И тоже на банковскую карту. Профессор сначала отчитывался перед подписчиками такими вот сообщениями, а затем почему-то перестал. Более того, заявил, что пожертвования без пометки "на нужды спецоперации" направит на политическую деятельность своей организации. Дело в том, что Скурлатов – лидер одного из оппозиционных движений. Он активно выступает в соцсетях, где порой публикует очень странные посты: то прогнозирует нападение Японии на Сахалин, то коронавирус называет обычной простудой.

Благотворительные проекты Скурлатова планируют проверить стражи порядка. Одна из подписчиц перевела пожертвования на его счет, а позже решила узнать, на какие именно цели ушли эти средства. Позвонила оппозиционеру. Вместо того, чтобы объясниться, он бросил трубку. Девушка написала заявление в полицию.

Мы связались со Скурлатовым, чтобы получить комментарий. Он заверил, что отчетность якобы продолжает вести, а пожертвования не крадет.

"Вы мне звоните и говорите, что я украл у своих людей пять копеек, которые мне прислала какая-то баба. Пускай обращается в МВД. Я на нее сам за клевету подам в суд", – ответил Игорь Скурлатов.

Возможно, вопросы у стражей порядка возникнут и к Раевскому, который после нашего расследования о его очень странных методах лечения сбежал в Казахстан. Что же касается истории с фондом ОНФ, то, по словам координатора проекта, причастные уже найдены и ждут суда. Но такой финал бывает не у каждой истории. Зачастую найти кибермошенников очень сложно, ведь многие из них могут скрываться за границей. 

Кибермошенники стали орудовать под видом благотворительных фондов