БАЭС стала первой в мире станцией, работающей на ядерных отходах
Реактор Белоярской АЭС успешно отработал на МОКС-топливе
Белоярская атомная электростанция успешно отработала на ядерном МОКС-топливе, сообщил корреспондент Кирилл Солодков.
Российская атомная энергетика вышла на новый, недосягаемый уровень. Нашим ученым на Белоярской АЭС удалось сделать то, о чём во всём мире пока только мечтают - использовать ядерные отходы, а не закапывать их.
Причем технология абсолютно безопасна. Подробнее о научном прорыве, за которым стоит будущее – в материале РЕН ТВ.
Передвигаться по территории АЭС можно только в чистом и белом, включая обувь. Так, любое загрязнение, в том числе радиационное, легче заметить — шутят атомщики. Впрочем, белоярская станция одна из самых безопасных в мире. Персональные счетчики Гейгера не дадут соврать — цифры нулевые.
"А вот это — самое сердце Белоярской атомной станции: центральный зал и уникальный реактор БН-800, единственный в мире, который работает по сути на ядерных отходах. Сама установка скрыта под этим оранжевым колпаком, а по большим трубам разогретый теплоноситель поступает в парогенераторы", – отметил корреспондент.
Именно этот инновационный реактор на быстрых нейтронах стал настоящей мировой сенсацией, когда первым на планете целый год вырабатывал энергию на МОКС-топливе. Так называют радиоактивный коктейль, который образуют классические атомные станции в процессе работы. Ученые сумели превратить опасные соединения в топливо, которого хватит на тысячи лет.
Ядерная реакция происходит в тепловыделяющей сборке, которая находится в активной зоне реактора. При попадании нейтрона, ядро урана делится на две части, которые разлетаются с большой скоростью. При этом выделяется большое количество тепловой энергии и образуются новые нейтроны.
"Российская энергетика и ядерный комплекс получает неоспоримое конкурентное преимущество уже на мировом уровне. И это та технология, где мы пока недостижимы для всего остального мира", – заявил Иван Филин, первый заместитель главного инженера БАЭС.
Инновационное горючее для атомных станций будущего создают на секретном предприятии, надежно укрытом в глубине сибирских скал. Там оксиды урана и плутония обрабатывают и надежно спаивают в тепловыделяющие сборки.
Затем контейнеры с готовыми изделиями доставляют на Урал и уже на атомной станции, словно батарейки, загружают в реактор.
"Сейчас происходит вращение поворотных пробок для наведения на ячейку реактора и последующей перегрузке ТВЭЛ, стоящих в этой ячейке", – уточнил Максим Новиков, инженер реакторного цеха БАЭС.
Реактор БН-800 — изделие экспериментальное и для мировой энергетики было своего рода вызовом. Теперь, когда стабильная работа на МОКС-топливе доказана, на основе уральской установки создадут серийное изделие БН-1200. Будущий флагман отечественной и мировой атомной энергетики.
"Мы увеличиваем сырьевую базу атомной энергетики не побоюсь сказать — в сотни раз, это один момент. Второй момент — мы в десятки раз уменьшаем количество поступающего на хранение отработанного ядерного топлива и решаем проблему с утилизацией высокоактивных радиоактивных отходов", – заявил Валерий Шаманский, замглавного инженера БАЭС по безопасности и надежности.
Главный критерий, за которым предельно внимательно следили на всех этапах работы передового реактора — безопасность. После аварии на Фукусиме в конструкцию даже внесли дополнительные изменения. Хотя и без этого она надежно защищена.
"Если, например, в реакторе растет температура, то автоматически вводится в реактор отрицательная реактивность, мощность снижается. Точно так же, если повышается мощность и реактор начинает греться, то эта мощность гасится, дополнительно давится. Кроме того, реактор оснащен пассивными системами безопасности", – уточнил Денис Сапегин, заместитель главного инженера БАЭС по эксплуатации блока №4.
Уральские атомщики доказали: технология закрытого ядерно-топливного цикла готова к применению в промышленных масштабах. И в этой гонке Россия оказалась на голову впереди зарубежных конкурентов.