Агрессорам могут запретить приближаться к домам жертв бытового насилия
Осужденным за бытовое насилие могут запретить приближаться к дому и работе потерпевших
Жертвы семейно-бытового насилия теперь смогут оградить себя от обидчика. В России вышло постановление, благодаря которому через суд можно запретить им приближаться к дому и работе потерпевших и вообще – заставить держаться на расстоянии. Речь идет, как правило, о тех случаях, когда обидчик отбыл наказание, но после того, как выходит из тюрьмы, вновь начинает терроризировать свою жертву. Такая практика распространена во всем мире.
Подробности – в материале корреспондента РЕН ТВ Александра Федорчака.
Она мечтала прожить с ним всю жизнь, а сейчас панически боится, что где-то встретит его. История любви уфимцев Айгуль и Артура закончилась, когда теперь уже бывший ухажер начал угрожать физической расправой и пытался приковать к батарее. Ревность превратила жениха в настоящего тирана.
"Где бы он меня ни видел – пытался ударить, затащить меня в машину к себе. Постоянно пытался меня затащить в машину. Пару раз у него получалось. Благо рядом люди были", – говорит пострадавшая Айгуль Гамранова.
Девушка сбежала от ревнивца. Тот пытался выследить, а затем начал угрожать ее родителям. Всю семью караулил в подъезде, в приступе гнева мог сломать входную дверь и разбить окна. Девушка написала заявление в полицию. И пока идет следствие, она живет в страхе и старается не выходить из дома в одиночку.
"Даже отсидев в тюрьме, некоторые агрессоры продолжают свою охоту на бывших жен и девушек. Они дежурят у подъездов или караулят в подворотнях. Все потому, что суд, который выносил ранее приговор, не запрещал обвиняемым по окончании срока наказания встречаться и общаться с потерпевшими", – отмечает корреспондент РЕН ТВ Александр Федорчак.
В нашу редакцию также обратилась уроженка Перми, которую разборки с бывшим мужем довели до лечения в реабилитационном центре. Женщина подала на развод и съехала с квартиры, но бывший супруг не простил. Он угрожал, несколько раз избивал, получил условный срок и все равно не остановился. Тогда потерпевшая вновь обратилась в полицию, чтобы бывшему мужу запретили к ней приближаться.
"Запрет на приближение выдает либо полиция, либо суд. Но это еще доказать нужно, что нельзя приближаться", – отметила собеседница телеканала.
А доказать не удалось, как и еще двум другим девушкам, которых преследовали бывшие кавалеры. Пришлось обращаться в Конституционный суд. Там жалобы наконец услышали и вынесли важное постановление.
"Суды, начиная с 31 января 2024 года, уже не могут отказывать потерпевшим в удовлетворении их ходатайств о применении такого ограничения, как приближение к таким местам, где регулярно находятся потерпевшие", – сказал советник Конституционного суда РФ Максим Арзамасцев.
Насколько серьезным будет запрет – в зависимости от каждого конкретного случая определит суд. Предполагается, что агрессорам нельзя будет приходить на работу и к дому своих жертв. Эту меру многие эксперты сравнили с так называемым охранным ордером, которым потерпевшие могут воспользоваться во многих странах. В США, например, он подразумевает запрет на приближение к человеку и определяет радиус – это не меньше 300 метров. Полиция тут же реагирует, если нарушить условия.
Но даже в США, где охранные ордера выписывают уже много лет и практика отработана, статистика по преступлениям – не улучшается. Охранный ордер не решает проблемы. Постановление российского Конституционного суда хоть и вступило в силу, но пострадавшего человека тоже полностью не защищает.
"Внести можно любые ограничения, вопрос – как их контролировать. Одних камер, их, допустим, недостаточно. Чтобы такая система начала работать. Помимо постановлений Конституционного суда, необходимо также внести изменение в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, так же как и в Уголовный кодекс соответственно", – отмечает юрист по гражданским арбитражным и административным делам Василий Воробьев.
Суд, к слову, может встать и на сторону агрессора, если, например, есть общие дети с жертвой или совместно нажитое имущество. Очевидно, что многое в этой законодательной инициативе еще предстоит доработать, чтобы пострадавший мог в полной мере рассчитывать на защиту.